Можно ли предсказать Третью мировую войну глядя на звезды? Для военнослужащих главного Центра космической разведки войск Воздушно-космической обороны этот вопрос не праздный. Вот уже 50 лет в подмосковном Ногинске не только следят за каждым из 12 тысяч искусственных спутников земли, но и четко знают, когда и где они окажутся.
«Система контроля космического пространства (СКПП) — особая стратегическая система, основная задача которой наблюдение за искусственными спутниками Земли и другими космическими объектами, — объяснил телеканалу «Звезда» официальный представитель войск Воздушно-космической обороны Алексей Золотухин. — Анализ маневров в космическом пространстве разведывательных космических аппаратов позволяет с высокой точностью спрогнозировать время начала первого массированного ракетно-авиационного удара воздушно-наступательной операции. Для этого достаточно знать, какая создана группировка разведывательных космических аппаратов вероятного противника, и какие маневры они совершали за последнее время».
С запуском в космос первого искусственного спутника Земли в истории человечества началась новая эра. Достаточно быстро главные игроки мировой политики поняли, что космос — один из главных рычагов влияния на дела земные — решение широкого круга задач научно-исследовательского, экономического и военно-прикладного характера. Освоение этого пространства стало возможностью контроля действия стран и международных организаций, давления и прямой угрозы внезапного уничтожения целых государств.
Для кого-то мерцание звезд, а для других — поле боя. Ведущие мировые страны быстро это поняли и начали работы. Началось создание и проектирование радиолокационных: дециметрового и метрового диапазонов, радиотехнических, оптико-электронных, оптических и лазерных средств слежения за космическим пространством были развернуты в СССР, США и Китае уже в середине 1950-х годов. Главным в их существовании было — отслеживание активности противников, как в космосе, так и из него.
В СССР последовательно в строй были введены средства предупреждения о ракетном нападении (ПРН) противоракетной (ПРО) и противокосмической обороны (ПКО). Для информационного обеспечения их совместной деятельности была создана Служба контроля космического пространства (СКПП), главные задачи которой решались в специально созданном для этих целей Центре контроля космического пространства (ЦККП).
По данным экспертов, на сегодняшний день в околоземном космическом пространстве функционируют около 1 тыс. иностранных космических аппаратов. Они принадлежат около 30 государствам и межгосударственным организациям, предназначенных для решения различных задач военного и двойного назначения: дистанционного зондирования Земли и разведки из космоса наземных, морских, воздушных и космических объектов, обнаружения стартов баллистических ракет, связи и передачи данных, космической навигации, метеоразведки, топогеодезии.
Я милого узнаю по походке
Алексей Золотухин не может раскрыть всех нюансов работы Центра. Но честно признается, что день за днем «космические разведчики ведут» иностранные космические группировки. Есть даже каталог, в котором записаны «повадки», каждого из 12 тысяч выведены на орбиту искусственных спутников земли. За каждым из них, точно так же, как делали бы это моряки в случае с авианосными соединением, ПВОшники с самолетами, а пограничники с государственной границей идет негласный контроль. С той лишь разницей, что офицеров ВКО ведет его на удалении в 40 тысяч километров над нашими головами.
Среди основных задач Центра — ведение единой информационной базы космических объектов — Главного каталога космических объектов системы контроля космического пространства, предназначенного для долговременного хранения орбитальной измерительной радиолокационной, оптической, радиотехнической и специальной информации о космических объектах искусственного происхождения на высотах от 120 км до 40 тысяч км. В Главном каталоге содержится информация о 1500 показателях характеристик каждого космического объекта (номер космического объекта, орбитальные характеристики, признаки, координаты и др.). Ежесуточно для поддержания Главного каталога космических объектов системы Центр обрабатывается более 60 тысяч измерений.
Интенсивное освоение комического пространства, разрушение по различным причинам целого ряда космических объектов привело к тому, что на околоземных орбитах оказалось большое количество фрагментов, так называемого «космического мусора», которые представляют собой реальную угрозу, как для действующих космических аппаратов, так и для пилотируемой космической станции. В настоящее время отчетливо прослеживается динамика увеличения численности космических объектов на орбитах. Если в 60-е годы количество космических объектов исчислялось сотнями, в 80-90-е годы тысячами, то сегодня можно смело говорить о десятках тысяч объектов.
«В рамках боевого дежурства по обеспечению контроля космического пространства в 2014 году Войска воздушно космической обороны выполнили работы по контролю вывода на орбиты около 230 иностранных и отечественных космических аппаратов, принятию на сопровождение более 150 космических объектов, прогнозированию и контролю прекращения баллистического существования более 70 космических аппаратов, осуществлено предупреждение о 26 опасных сближениях космических объектов с космическими аппаратами российской орбитальной группировки, в том числе о 6 опасных сближениях с Международной космической станцией, — констатирует Золотухин».
Подмосковный Ногинск — мозговой Центр огромной сети станций контроля космического пространства. Кроме Системы контроля космического пространства (СККП) в единую систему глобального мониторинга обстановки в космическом пространстве входят Система предупреждения о ракетном нападении (СПРН), силы и средства противоракетной и противовоздушной обороны. Самые известные из них: радиолокационные станции раннего предупреждения о ракетном нападении типа «Воронеж».
Первую такую станцию развернули под Санкт-Петербургом в поселке Лехтуси в 2008 году. В результате у военных сразу появилась возможность видеть все, что творится в воздухе и космосе от побережья Марокко до Шпицбергена, а по дальности – до восточного побережья США. Вторую станцию ввели в строй под Армавиром в 2009 году. Она отслеживает то, что происходит на отрезке от Северной Африки до Индии. Строительство в 2011 году станции в Калининградской области, в поселке Пионерское, закрыло западный сектор, за который отвечали станции в Мукачево и белорусских Барановичах.
Станция в Армавире восполнила возможности Габалинской РЛС в Азербайджане. В ближайшее время будет сдан объект в Иркутской области, который сможет «пробивать» пространство от Китая до западного побережья США. Сейчас станция несет опытно-боевое дежурство. В планах ввод в строй в этом году аналогичных станций в районе поселка Усть-Кемь в Енисейском районе Красноярского края, дачного поселка Конюхи под Барнаулом в Алтайском крае. Начато строительство подобных объектов под Воркутой, в районе города Печора Республики Коми, Оленегорска Мурманской области и в Омской области.
«После ввода в строй всех этих объектов можно будет считать, что мы полностью восстановили радиолокационное поле системы предупреждения о ракетном нападении. Существенно вырастет поток орбитальных измерений», — говорят в войсках Воздушно-космической обороны.
В систему контроля космического пространства входит еще целый ряд интересных объектов. Например, уникальный во всех смыслах комплекс оптико-электронный комплекс обнаружения космических объектов «Окно». Он расположен в Республике Таджикистан вблизи города Нурек на высоте 2200 метров над уровнем моря в горах Санглок на Памире.
«Окно» — это комплекс оптико-электронных систем с различными диапазонами контролируемых высот, специализированной аппаратуры, системы вычислительных средств с современным программно-алгоритмическим обеспечением. Его тактико-технические характеристики позволяют наблюдать за космическими объектами на орбитах в диапазоне высот от 120 до 40000 км.
В состав комплекса «Окно» входят поисковая оптико-электронная система обнаружения стационарных космических объектов и оптико-электронная система измерения угловых координат и фотометрирования космических объектов. Характерной особенностью двух систем является используемые ими в качестве носителей информации сигналы, получаемые в результате отражения солнечного излучения от космического объекта. По каждому обнаруженному объекту на фоне сигналов от звезд и помех определяются угловые координаты, скорость и блеск. Отличительным признаком для селекции является различие в видимых угловых скоростях объектов и звезд.
Есть еще и радиооптический комплекс разведки низкоорбитальных космических объектов «Крона», расположенный на территории Северного Кавказа в составе РЛС сантиметрового диапазона, РЛС дециметрового диапазона и командно-вычислительного пункта; радиотехнический комплекс контроля излучающих космических аппаратов «Момент», расположенный в Подмосковье и многие другие «объекты».
По словам командующего войсками Воздушно-космической обороны генерал-лейтенанта Александра Головко, в 2014 году войска ВКО начали создавать сеть наземных комплексов распознавания космических объектов, которые позволяют расширить диапазон контролируемых орбит и в два-три раза снизить минимальный размер обнаруживаемых космических объектов. Это сеть специализированных наземных лазерно-оптических и радиотехнических комплексов распознавания космических объектов, которые позволяют существенно расширить информационные возможности российской Системы контроля космического пространства, расширить диапазон контролируемых орбит и в два-три раза снизить минимальный размер обнаруживаемых космических объектов.
«В соответствии с Государственной программой вооружения до 2020 года практически на всех отдельных командно-измерительных комплексах будут введены в эксплуатацию новые командно-измерительные системы. Проводится около 20 опытно-конструкторских работ, среди которых разработка унифицированной командно-измерительной системы управления космическими аппаратами нового поколения, перспективной системы приема и обработки телеметрической информации, совершенствование наземного комплекса управления системой «ГЛОНАСС», — сообщил генерал.
Командующий добавил, что продолжится оснащение Главного испытательного космического центра имени Титова (управляет 80% российской орбитальной группировки) перспективными станциями спутниковой связи, будет расширяться сеть квантово-оптических систем для высокоточного определения местоположения отечественных космических аппаратов.
До 2020 года в России собираются развернуть более 10 комплексов нового поколения системы контроля космического пространства, которые позволят военным сформировать каталог космических объектов, превосходящий аналогичный американский каталог, созданный NORAD — главным стратегическим командование США. Первые две станции контроля космического пространства будут введены в строй уже к 2016 году, их построят в Подмосковье и на Дальнем Востоке, еще 2 станции будут готовы к 2020 году — в Сибири и на Урале. Об этом сообщил замкомандующего войсками Космического командования Войск ВКО генерал-майор Анатолий Нестечук.
В настоящее время в каталоге NORAD содержится порядка 15 тысяч объектов, в то время как в российском главном каталоге только 12 тысяч. При этом американцы в состоянии обнаруживать в космосе объекты размером в 15 см, в то время как наши военные размером не меньше 20 см. Два раза в год специалисты двух стран обмениваются между собой данными по каталогу, уточняя информацию и сверяя списки «секретов». Однако, с вводом в строй новых четырех станций Россия планирует перекрыть американские показатели и становить постоянный контроль над околоземным пространством по «всем наклонениям и всем высотам».
При этом, как сообщил Нестечук, мы будем видеть объекты от 10 см и менее, что существенно увеличит возможности по ведению Главного каталога космических объектов. Это обеспечит возможность расширения существующего каталога до 30 тысяч объектов. А значит, введет монополию на контроль «космического движения» в мире.
Новейший оптико-электронный комплекс «Окно» отслеживает все перемещения космических объектов над Евразией, Атлантикой и Индийским океаном.
Для любого нашего потенциального противника, имеющего космическую программу, оптико-электронная станция «Окно» — это комплекс, от которого невозможно скрыться. Здесь нет ни ракет, ни лазеров, ни пушек — с наступлением темноты в небо начинают смотреть 10 мощнейших телескопов. Все, что пролетит в космосе над огромной площадью охватывающей Евразию и часть Атлантического и Индийского океанов, здесь гарантированно увидят, и, что немаловажно, распознают, вплоть до страны, запустившей спутник, его характеристик и назначения. Впечатляет и диапазон высот, доступных Нурекской станции: любой объект будет обнаружен на расстоянии от 120 до 40 000 километров от поверхности Земли.
Принцип работы этого комплекса на словах объясняется довольно просто. Часть телескопов обнаруживает движение по орбите по отраженному от объекта солнечному лучу. Остальные берут его на сопровождение и идентификацию.
«Используется обычный принцип «солнечного зайчика», — рассказывает командир оптико-электронного комплекса «Окно» Владимир Хромченков. — Вот только этот космический «зайчик» совсем не прост. Каждое тело, идущее по орбите, имеет определенную траекторию движения, размер, вращение и структуру поверхности. Поэтому и отраженный солнечный луч от него так же уникален, как отпечаток пальца».
Офицеры присваивают обнаруженному объекту номер, заносят в каталоги, и сверяют данные. Если характеристики небесного тела ни с чем не совпали, о новинке тут же докладывают в Москву.
Казалось бы, что здесь сложного? Станция работает в пассивном автоматическом режиме, сама за всем смотрит, выдает данные — сиди себе на посту, и фиксируй. На самом деле весь комплекс чрезвычайно сложен и в организации работы, и своими техническими решениями, и оптической и телевизионной аппаратурой. К тому же, нередко телескопы переходят на ручное управление офицеров, если по какому-то объекту нужно поработать отдельно от намеченной на эту смену программы.
Специалисты, работающие здесь и в подмосковном Ногинске, куда стекается информация с Нурекской станции, способны прогнозировать будущее — на основании анализа данных о перемещениях определенных спутников, или их концентрации в определенном месте на орбите, с большой долей уверенности можно судить о том, что ситуация в том, или ином регионе планеты в скором времени усложнится. Так было несколько лет назад в Сирии, то же самое совсем недавно наблюдалось и над Украиной.
Расположено «Окно» на небольшом плато горной системы Памир на высоте 2200 метров над уровнем моря. Как говорят местные жители, в этом месте сосредоточены сразу 3 чуда Таджикистана: станция «Окно», Нурекская гидроэлектростанция с красивейшем водохранилищем, и резиденция президента страны Эмомали Рахмона. Этот район — одно из самых солнечных и лунных мест во всем мире. В среднем в год здесь бывает 1,5 тысячи часов ясных ночей, что оптимально для наблюдения за космосом. Впрочем, современная начинка телескопов позволяет работать и в облачность.
Олег Маркив служит в Нуреке уж не один год, и по опыту знает, когда можно открывать купол, а когда нет: «Единственные ограничения это сильные атмосферные осадки: дождь, снег, или град, и так называемый «афганец» — ветер несущий песок из пустынь Афганистана».
По объему собираемой и анализируемой информации, одна Нурекская станция превосходит несколько американских, расположенных в разных странах вдоль экватора планеты. Разреженный воздух и удаленность, делают «Окно» непростым и интересным местом службы. Служить здесь престижно и выгодно. Денежное довольствие лейтенанта может достигать 100-120 тысяч рублей в месяц. Даже рядовой и сержантский состав станции — это только контрактники.
«Окно» — один из самых молодых объектов в составе войск Воздушно-космической обороны. Несмотря на то, что строительство началось еще при Советском Союзе, первый блок заступил на боевое дежурство лишь в 2004 году, а на полную мощность, приняв еще 4 телескопа, станция работает лишь несколько месяцев. Поэтому перспективы у Нурекского комплекса и по объему работ, и по модернизации и наращиванию мощности — отличные. С правительством Таджикистана заключен договор о долгосрочной аренде на 49 лет с оплатой всего в 1 сомани (это примерно 10 рублей) в год.
Система воздушно-космической обороны России состоит из десятков станций самого разного назначения: от загоризонтных до комплексов предупреждения о ракетном нападении. Вместе с орбитальной спутниковой группировкой они составляют единый защитный купол, и оптико-электронный комплекс в Нуреке – его самые большие глаза.
Марксизм не дал содержательного ответа на основные вопросы бытия 20 и 21 веков. Потому что…
C коррупцией борются активно, громко и на всех уровнях: её выкорчёвывают, за неё порицают, сажают,…
Пора бы уже поставить однозначную жирную точку в обсуждении событий "9/11". Но нет, время от…
Практика многих конфликтов современности, некоторые научные разработки позволяют рассматривать цветные революции в качестве важной составной…
Целая серия скандалов вокруг прав разнообразных меньшинств и «борьбы за разнообразие» произошла в последнее время…
В начале ноября 2016 года бывший директор отдела народонаселения ООН Жозеф Шами опубликовал важную статью…