Центр мировых финансов в 2014 году начал смещаться в сторону Поднебесной. Как констатирует немецкое издание Contra Magazin, Международный валютный фонд и Всемирный банк нынче устарели, и развивающиеся страны, которым необходимы деньги, обращаются теперь к финансовым институтам стран БРИКС, которые начали работать в этом году под эгидой Китая. Благодаря созданию Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Банка развития БРИКС в мире появился противовес господству американской финансовой системы.
«Развивающиеся страны, которые сейчас испытывают трудности, например, Аргентина или Венесуэла, предпочитают попросить деньги у Пекина, чем опять стоять на коленях перед США, — приводит РИА «Новости» строки из статьи в Contra Magazin. – Это стало возможным благодаря действительно внушительным резервам КНР, которые превышают 4 трлн долларов».
Китай уже становится одним из главных мировых инвесторов и очень активно работает во многих странах мира, помогая их экономическому развитию. Но особенно важна его помощь России, которая страдает от западных санкций, практически закрывших финансовые рынки для российских компаний и банков. И Поднебесная официально подтвердила свою готовность прийти на помощь соседу в случае необходимости.
В случае, если Китай окажет России обещанную экономическую помощь, Америка окончательно утратит роль главного звена мировой финансовой системы, приводит американское издание Chicago Tribube мнение токийского экономического эксперта Уильяма Песека. По его мнению, если Пекин действительно предпримет конкретные шаги по экономической поддержке России, валютная система, существующая со времен Второй мировой войны, и основанная на господстве доллара, окончательно погибнет. А влияние Японии в Азии, которое пока еще держится лишь на поддержке США, существенно ослабнет.
Кроме того, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, созданный этой осенью двумя десятками развивающихся стран во главе с Китаем, станет «убийцей» Азиатского банка развития, ключевую роль в котором играет Токио, считает эксперт. По мнению Песека, эта организация, возглавляемая Поднебесной, является серьезной угрозой для работы МВФ и Всемирного банка. Шаги Китая по поддержке финансами Аргентины, Венесуэлы, а в перспективе и России — это очевидная геополитическая стратегия, согласно которой Пекин заключает дипломатические и экономические союзы с теми государствами, которые не согласны с политикой США и их сторонников.
Своей помощью странам, столкнувшимся с экономическими проблемами, Китай заставит МВФ, ВБ и Азиатский банк развития втянуться в эту игру по своим правилам. Конкуренция на мировом финансовом рынке станет полезным явлением в сложившейся международной обстановке, но в итоге это может оставить без работы руководителей МВФ, ВБ и Азиатского банка развития, считает Песек.
Тем временем, китайское руководство не бросается пустыми словами, а уже начало действовать. В самом конце прошлого года, 29 декабря, Китай запустил торги форвардными контрактами (поставки валюты в определенный срок) и свопами (сделки встречной покупки и продажи разных валют) на российский рубль, и с этой же даты начались торги контрактами на малазийский ринггит и новозеландский доллар. Теперь, после запуска торгов тремя новыми валютами, на межбанковском рынке Китая, стали торговаться за юани уже 11 валют развивающихся и развитых стран.
«Это открывает новые возможности для снижения валютных рисков и повышает эффективность валютных торгов», — говорит валютный стратег HSBC Ю Вань, по словам которого, Пекин не станет останавливать процесс «глобализации юаня», несмотря на нестабильность валют развивающихся стран, передает агентство Bloomberg.
Станет ли в этой ситуации сближение России с Китаем спасательным кругом для отечественной экономики? Об этом мы спросили политолога и экономиста Бориса Кагарлицкого.
— Начнем с того, что не надо преувеличивать значение Китая для России, так же, как и значение России для Китая, это партнерство имеет только одно, весьма утилитарное предназначение – возможность диверсифицировать рынки. То есть, для нас это возможность компенсировать потери от санкций на европейских рынках, и, соответственно, уменьшить возможности США диктовать свою волю через использование доллара. Для Китая это точно так же важно, поскольку он хочет сократить свою зависимость от западных товарных рынков, за счет увеличения экспорта на российский рынок, а также снизить свою зависимость от ближневосточной нефти. Китайская экономика в этом смысле крайне уязвима потому, что постоянно растет и нуждается в большом количестве энергетических ресурсов.
— Значит, западные эксперты зря пугают своих граждан, в этом союзе нет никакой геополитики – чистая экономика?
— Для России и Китая – это лишь вопрос диверсификации экономических связей, а все остальное лишь спекуляции конспирологов: экономистов, журналистов и блогеров. Что касается экономической стороны дела, то здесь нужно смотреть, какую часть своего экспорта Китай отправляет на Запад, и какую поставляет России, то же самое касается и нас. Для России гораздо важнее не односторонние экономические связи с Китаем, а многосторонние — в рамках проектов, связанных со странами БРИКС.
— Что нам могут дать тесные экономические связи со странами БРИКС?
— Это даст России возможности для более широкой и масштабной диверсификации экспорта, возможность создавать проекты действительно глобального масштаба, а также возможность что-то противопоставить западным финансовым санкциям в отношении российских компаний. Конечно, если банк БРИКС станет не просто еще одним всемирным банком, который конкурирует с МВФ и ВБ, а будет работать как кредитная организация, которая предлагает деньги развивающимся странам для иных проектов, и на других условиях. Если эта кооперация в рамках БРИКС состоится, то у России действительно появятся интересные перспективы.
— Финансовое господство США в мире с появлением банка БРИКС закончится?
— Оно должно будет рано или поздно закончится – это очевидно. Но нам сейчас важно знать не то, что будет через десять лет, а то, что произойдет через два месяца. И в этом смысле нам нужно помнить, что Китай пока еще является самым главным экономическим партнером США, и он заинтересован в сохранении торговых отношений с Америкой. В связи с этим напомню высказывание одного английского историка, что гегемоном в мире на самом деле является не Америка, а Чамерика – «Чайна плюс Америка». Между Китаем и США существует определенное разделение труда в создании мирового ВВП, поэтому Пекин вовсе не заинтересован в разрыве экономических отношений с американцами. Другое дело, что США пока не слишком охотно идут навстречу Китаю в его экономических устремлениях.
Известный американский финансовый эксперт Стивен Либ назвал Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), которой управляют «на паях» Россия и Китай, организацией, специально созданной для того, чтобы установить контроль над большей частью населения земного шара. Финансист рассказал изданию King World News о том, что это будет означать для Запада.
«Меня не удивило то, что китайцы вмешались и сказали, что они помогут стабилизировать российский рубль — это именно то, о чем я говорю в течение последнего времени: создается прочный союз между Китаем и Россией, который уже сейчас является сильным и он только крепнет, — предупреждает Стивен Либ. — Китайцы будут инвестировать в Россию, организовать валютные свопы, и так далее. Пекин также заявил, что если Россия по-прежнему будет иметь проблемы, они поставят вопрос о помощи перед ШОС. Прежде я никогда даже не слышал о такой организации, как мировом финансовом игроке. Но оказывается, что ШОС существует в течение более десяти лет, в эту организацию входят 6 стран, и две из них, самые крупные – это Россия и Китай».
Между тем ШОС собирается присоединить к себе еще 4 или 5 стран – в качестве «наблюдателей», одной из которых является Индия. И когда Индия присоединится к ШОС, то эта организация будет охватывать более 50% населения земного шара. В итоге ШОС станет большой и сильной всемирной организацией. По мнению эксперта, Китай через ШОС пытается овладеть Евразией, частью Восточной Европы, и, в конечном счете — всем миром. И Россия ему в этом поможет.
«Россия является крупнейшим производителем нефти в мире, — поясняет эксперт. — Большая часть их нефти добывается в Западной Сибири, но многие специалисты говорят, что запасы нефти в Восточной Сибири оцениваются гораздо выше — более чем в 150 млрд баррелей. Чего не хватает русским, чтобы развивать добычу этой нефти? Денег. Что китайцы имеют больше, чем кто-либо другой? Деньги. Так что, когда китайские инвестиции в Россию возрастут, они смогут позиционировать себя в качестве силы, прямо или косвенно контролирующей большую часть товарной массы в мире. Соединенным Штатам нечего им противопоставить, поэтому сейчас вся власть сдвигается на Восток… Сейчас все золото течет на Восток, ну а вместе с золотом, к Востоку постепенно перейдет и статус мировой резервной валюты, и вся финансовая власть, и это означает, что будущая мировая валюта будет управляться китайцами, и произойдет это в ближайшие год-два».
Однако не преувеличивает ли американский эксперт значение ШОС и ее цели, может, как говорят в России: «у страха глаза велики»? Об этом мы спросили руководителя аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александра Пасечника.
— Я бы не стал говорить, что ШОС – это китайский оплот, и что при помощи этой организации Китай собирается захватить господство в мире. Китай вовсе не главенствует в ШОС, эта организация существует в рамках экономической синергии всех стран Азиатско – Тихоокеанского региона. К тому же, и без ШОС китайский экономический прорыв был вполне очевиден, но сейчас у Китая происходит замедление экономического развития, которое гораздо ниже ожидаемых темпов роста.
— Но ведь Россия сейчас все больше смотрит на Китай в смысле экономического сотрудничества?
— Россия смотрит не только на Китай, а на сотрудничество со всеми странами Азиатско – Тихоокеанского региона, которые отличаются от Старого Света тем, что на фоне европейской стагнации, у них наблюдается достаточно значительный экономический рост, и потребность в энергоресурсах велика. Поэтому Россия строит свою экономическую политику на более тесном сотрудничестве с игроками АТР. Китай здесь, без сомнения, основной игрок. Но России так же очень важна и нефтегазовая кооперация с Индией. Это такая «диверсификация диверсификаций» – мы постепенно уходим от европейских рынков на азиатские, и вскоре доведем эти рынки до паритета для нашего экспорта.
— Поможет ли нам сотрудничество с ШОС обеспечить экономический рост?
— Конечно, ведь в эту организацию входят в основном страны импортеры сырья, а мы обладаем достаточно большой энергетической базой на Дальнем Востоке. И в случае удачной кооперации с этими странами, мы сможем осваивать свои восточные месторождения, и перенаправить часть сырья с западных месторождений на Восток. Таким образом, Россия станет меньше зависеть от Запада в экспорте, и застраховаться от дальнейших западных санкций.
Подводя черту, хочу сказать, что восточные рынки сейчас становятся и финансовым, и экономическим центром мирового развития, а вслед за этим парадигма мировой геополитики меняется. Эта тенденция сохранится и в 2015 году. Западные эксперты видят, что время их господства в мире проходит, и это, естественно, пугает.
Андрей Фурсов, известный историк, социолог, выступил на площадке Екатеринбургской епархии с лекцией "Мировой кризис". Он…
Центр анализа стратегий и технологий публикует доклад, в котором представлен обзор ключевых изменений в оборонной…
Корпорация RAND (сокращение от Research and Development — научно-исследовательские разработки) стала первой в мире «фабрикой…
Марксизм не дал содержательного ответа на основные вопросы бытия 20 и 21 веков. Потому что…
C коррупцией борются активно, громко и на всех уровнях: её выкорчёвывают, за неё порицают, сажают,…
Пора бы уже поставить однозначную жирную точку в обсуждении событий "9/11". Но нет, время от…