США не смогли отказаться от российского урана. Президент США не согласился с предложениями специальной рабочей группы, пытавшейся решить проблему зависимости индустрии страны от поставок российского урана. Трамп отказался вводить ограничения на импорт и дал экспертам тридцать дней на выработку других рекомендаций по спасению американской атомной промышленности.
Этот вопрос был затронут еще в начале прошлого года, когда Дональд Трамп, ссылаясь на интересы национальной безопасности, резко повысил пошлины на импорт стали и алюминия в США. Увидев, как бурно начали расти прибыли коллег-металлургов, американские производители урана — компании Energy Fuels и Ur-Energy — тоже потребовали торговых преференций.
Обратившись в Министерство торговли США, они заявили, что «потребление собственного урана в американской военной промышленности и электроэнергетике рухнуло с 49 до пяти процентов» и потребовали оградить их от конкуренции со стороны российских государственных компаний.
Изучение ситуации в атомной отрасли — от добычи урана до его обогащения и использования в оборонном комплексе и энергетике — заняло у экспертов Минторга больше года. Свои выводы они изложили в докладе, представленном Дональду Трампу три месяца назад. «Сейчас США почти полностью зависят от поставок урана из-за границы, при этом основной их объем приходится на дочерние компании «Росатома», — отмечается в документе.
Для исправления ситуации президенту предложили установить обязательную квоту на использование в американской промышленности урана, добытого на территории США, — не менее 25 процентов. Эксперты отметили, что в настоящее время производственные мощности Energy Fuels и Ur-Energy используются только на 13 и девять процентов соответственно, так что выпуск продукции может быть увеличен многократно.
Дональд Трамп, однако, отказался вводить квоту и распорядился создать рабочую группу при президенте, которая должна найти способы избавить Америку от урановой зависимости. Пятнадцатого октября 2019 года члены группы представили президенту доклад, суть которого сводилась к тому, что без административных ограничений импорта проблему решить невозможно.
Разочарованный глава Белого дома отправил экспертов подумать еще месяц. Впрочем, шансы на то, что решение уранового вопроса будет найдено, близки к нулю.
Американский атомный комплекс столкнулся с проблемами еще в восьмидесятые годы прошлого века. Для обогащения урана в США исторически использовалась малоэффективная и дорогая газодиффузная технология, в то время как СССР по праву считался мировым лидером в способах обогащения урана на центрифугах. Достаточно отметить, что советский вариант требовал в 50 раз меньше электроэнергии, чем американский.
Поэтому сразу после окончания холодной войны американцы стали закупать для своих АЭС российский обогащенный уран — он им обходился примерно в 12 раз дешевле отечественного. Поставки атомного топлива в США были начаты советским “Техснабэкспортом” в 1987 году и впоследствии постоянно наращивались.
Излишки советского низкообогащенного урана быстро закончились, зато благодаря сокращению арсенала атомного оружия у России образовались 500 тонн свободного оружейного (высокообогащенного) урана, извлеченного из демонтированных ядерных боеприпасов. У специалистов двух стран возникла идея «разбавить» его, превратив в топливо для американских АЭС.
В 1994 году стороны подписали контракт, по которому Россия предоставляла США услуги по превращению полутысячи тонн оружейного урана в топливо для электростанций (соответствующая технология была разработана специалистами Уральского электрохимического комбината). В 2013-м, когда весь этот объем был переработан, США заключили с «Техснабэкспортом» новый контракт — теперь уже на обогащение в России американского урана.
Правда, при этом возникла юридическая проблема: поставки природного урана из США в Россию были запрещены американскими законами. Вашингтонские чиновники нашли блестящее решение: они организовали покупку «Росатомом» канадской компании Uranium One, которая обеспечивала основной объем поставок природного урана в США со своих рудников в Австралии, Канаде, Казахстане, ЮАР, Танзании. В результате «Росатом» приобрел не только канал для торговли атомным топливом с США в обход юридических ограничений, но и огромную сырьевую базу.
Энергетические компании США, в свою очередь, сэкономили миллиарды долларов, закупая российский уран. Но поскольку львиную долю потребностей американских АЭС в услугах по обогащению урана обеспечивал «Техснабэкспорт», Соединенные Штаты к сегодняшнему дню практически растеряли компетенции в этой области.
Так что введение минимальной квоты использования собственного урана ни в коей мере не ослабит зависимость США от России в атомной сфере: за услугами по его обогащению американцам все равно придется обращаться к «Росатому». Да и само по себе увеличение собственной добычи выглядит проблематично. И дело даже не в добыче урана.
Добыча в основном ведется в Австралии, Казахстане, Канаде, есть еще где-то в Африке. Есть вроде как и в Китае и Монголии. И добычу можно сделать менее вредной, способы есть, было бы желание. Тем более что с ураном часто идут и другие ценные вещи, например золото. Но вот что останавливает американцев — так это стоимость создания целой системы переработки урановой руды и обогащения урана (да, пресловутые центрифуги!).
И еще, часто говорят, что урановая индустрия США сидит на российской «игле», так вот, понятие иглы тут совершенно реальное. В России уран обогащают в центрифугах — это такие бочки 1,2 метра высотой. Эту центрифугу нужно раскрутить до скорости 1200 оборотов в секунду (не в минуту а именно в секунду). Никакие подшипники таких скоростей не выдерживают. Поэтому в 40-е годы было найдено гениальное решение, применяющееся и по сей день — ротор газовой центрифуги, используемой для обогащения урана, тонкой иглой опирается на корундовое основание. Поэтому советский-российский метод обогащения урана и называют «на игле».
C коррупцией борются активно, громко и на всех уровнях: её выкорчёвывают, за неё порицают, сажают,…
Пора бы уже поставить однозначную жирную точку в обсуждении событий "9/11". Но нет, время от…
Практика многих конфликтов современности, некоторые научные разработки позволяют рассматривать цветные революции в качестве важной составной…
Целая серия скандалов вокруг прав разнообразных меньшинств и «борьбы за разнообразие» произошла в последнее время…
В начале ноября 2016 года бывший директор отдела народонаселения ООН Жозеф Шами опубликовал важную статью…
Банк международных расчётов (БМР) со штаб-квартирой в Базеле (Швейцария) – важнейшая международная финансовая организация наряду…