НИКАКОГО КОНТРОЛЯ ЗА БИОЛОГИЧЕСКИМ ОРУЖИЕМ НЕ СУЩЕСТВУЕТ

Каким бывает мирное время? Радость, покой… Минувшая весна, помнится, даже не будь иракской войны, была окрашена в тревожные тона. Каждый день в выпусках новостей звучали новые сводки с фронта боев. Еще одна страна завоевана вирусом, еще одна группа пострадавших доставлена в больницу. Атипичная пневмония! Откуда взялся этот вирус? Уж не результат ли он военных разработок? Что еще за напасти могут нас ждать? Как бороться с бактериями и вирусами, грозящими нам? Есть ли в арсенале ученых новые средства защиты от инфекций?

В последние месяцы подобные вопросы звучат очень часто. Биология долго считалась «наукой жизни». В наши дни она неожиданно стала наукой, несущей смерть. «Коровье бешенство», биотерроризм, клонирование человека, генетические манипуляции над растениями и животными — все это дары современной биологии. Сколько еще у нее припасено сомнительных удовольствий? Разве не удивительно!

Система контроля за ядерным оружием существует давно, а никакого контроля за биологическим оружием практически нет

А ведь оно может быть не менее опасно! Сейчас в любой мало-мальски оборудованной лаборатории можно вести опыты с токсинами ботулизма, спорами сибирской язвы или другими возбудителями недугов, всячески модифицируя их.

Еще до вспышки эпидемии атипичной пневмонии наблюдатели предупреждали, что результатом необдуманных экспериментов может стать появление смертельно опасных возбудителей гриппа, кори, кишечных инфекций… Разве пневмония не из этого ряда? А что еще в этом ряду? Оспа. По мнению многих специалистов, самая страшная инфекционная болезнь, с которой сталкивалось человечество. Лишь в XX веке, в пору массовой вакцинации от оспы, эта болезнь унесла жизни нескольких сотен миллионов человек.

8 мая 1980 года Всемирная организация здравоохранения объявила о полной победе над оспой. Это событие стало одним из главных достижений медицины XX века. И вот теперь на Западе вновь обсуждается необходимость всеобщей вакцинации от оспы.

По расчетам немецкого врача Райнера Лауфса, в случае всеобщей вакцинации погибнут около ста жителей Германии. А надолго ли защитит вакцина? По большому счету, срок ее действия неизвестен. Несколько десятилетий назад врачам, работавшим в очагах эпидемий, прививали оспу раз в три года. По оценкам экспертов ООН, прививка эффективна в течение десяти лет. Давняя прививка, как правило, не может предотвратить заболевание оспой, но заметно смягчает болезнь; теперь она вряд ли завершится смертельным исходом. «Самый могущественный человек на Земле боится болезни, которая официально была побеждена 23 года назад» – говорит Александр Кекуле, директор Института медицинской микробиологии (Галле, Германия)

* * *

В последние годы стало ясно, что бактерии обмениваются какими-то сигналами. Повинуясь им, например, они образуют колонии на эмали зубов, вызывают воспаления слизистых оболочек или нарушают работу кишечника. А ведь еще недавно бактерии считались одиночками, не способными к общению с собратьями. Теперь же стало ясно, что они — по-настоящему «коллективные животные». Они, например, быстро замечают, много ли микробов находится по соседству. Когда их скопление достигнет определенной величины, их поведение резко меняется. Исследователи окрестили этот феномен “Кворум зондирования” (Quorum sensing). Бактериям нужен какой-то «кворум», чтобы принять решение. Они определяют этот кворум, выделяя сигнальные молекулы. Пока ещё, правда, непонятен механизм воздействия сигнальных веществ на генетику бактерий. Зато ясна реакция. В одних случаях бактерии, как по команде, выделяют яды иди вредные ферменты; в других случаях окутываются слизистой пленкой, защищающей их от антибиотиков.

Что полезно для колонии микробов, то смертельно опасно для человека.

До определенного времени бактерии уживаются с ним. Когда же «кворум» собран – колония достигла внушительного размера, – тогда они атакуют организм человека. Если бы нам удалось понять язык бактерий, то мы могли бы вмешаться в переговоры и прервать их – это защитило бы от бактериальной инфекции. Значит, нам нужны лекарства нового типа – не антибиотики, которыми невидимую рать стараются извести подчистую, а – назовем их так – «дезориентирующие» лекарства. Они мешают бактериям общаться, оставляют их в изоляции. Те остаются живы, хоть и беспомощны. Тогда не сработает механизм естественного отбора и не появится популяция микробов, устойчивых к действию лекарства. Возможно, когда лекарства нового типа будут найдены, они окажутся универсальными. Ведь выяснилось, что многие виды бактерий используют в общении одни и те же сигнальные молекулы. Если помешать выделению этих молекул, наступит «немая сцена». Армия бактерий будет ждать команду: «В ружье!» – и не дождется ее. А когда мы дождемся новых громких побед на фронтах биологической войны?

Американские издатели за цензуру

В феврале 2003 года на ежегодной конференции “Американское общество содействия развитию науки” (American Society for the Advancement of Science), проходившей в Денвере, главные редакторы и издатели крупнейших научных журналов выступили с необычным обращением. Они заявили, что намерены запрещать публикацию любых материалов, которые могут угрожать безопасности США. Речь идет прежде всего о статьях, посвященных биотерроризму, а также о любых биологических исследованиях, которые «могут встревожить общественность», например, о синтезе вируса полиомиелита или неудачном эксперименте над мышами, больными оспой. Цензура коснется работ по микробиологии и медицине, особенно инфекционной медицине.

* * *

И вот прошло 17 лет с момента выхода этой статьи. Цензура работ по инфекционной медицине в наличии. Никакого контроля за биологическим оружием как не было в мире, так и нет. Верной дорогой ведут нас товарищи, которые нам не товарищи? Конечно же нет. Но мнение простых граждан всего мира по таким вопросам никогда никого не интересовало. Хоть за-возмущайтесь. И напоследок:

Конвенция о биологическом оружии

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) стала первым международным договором о разоружении, запрещающим производство целого класса вооружений.

КБТО была открыта для подписания 10 апреля 1972 года и вступила в силу 26 марта 1975 года, когда 22 государства передали на хранение свои документы о ратификации Генеральному секретарю ООН. В настоящее время её участниками являются 163 государства, обязавшиеся не разрабатывать, не производить и не накапливать биологическое оружие (БО).

УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВ В КОНВЕНЦИИ О БИОЛОГИЧЕСКОМ ОРУЖИИ

Красивая картинка, на которой цветом показано – в разной степени практически весь мир за Конвенцию КБТО. Однако отсутствие механизма проверок ограничило эффективность выполнения положений Конвенции. США ратифицировали Конвенцию о запрещении биологического оружия в 1972 году, но отказались в 2001 году принимать протокол к ней, предусматривающий механизмы взаимного контроля, в результате чего на деле проверить исполнение Вашингтоном КБТО с помощью международно-правовых средств не представляется возможным.

* * *

Вот такие дела. Тут дело не в масках, а в касках, надетых намертво на некоторых головах политиков и учёных – они скорее убьются об стену, чем договорятся между собой.

Оригинал публикации: https://coollib.net/b/335143-zhurnal-znanie-sila-znanie-sila-2003-n-08-914/readp

Александр

Recent Posts

КОРРУПЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ЗАПАДНОГО КОЛОНИАЛИЗМА

C коррупцией борются активно, громко и на всех уровнях: её выкорчёвывают, за неё порицают, сажают,…

2 месяца ago

ПРОМЫШЛЕННЫЙ СНОС “9/11” – КАК ЭТО БЫЛО В НЬЮ-ЙОРКЕ…

Пора бы уже поставить однозначную жирную точку в обсуждении событий "9/11". Но нет, время от…

3 месяца ago

ГИБРИДНЫЕ ВОЙНЫ В СТРАТЕГИИ США И НАТО

Практика многих конфликтов современности, некоторые научные разработки позволяют рассматривать цветные революции в качестве важной составной…

3 месяца ago

БОРЬБА ЗА ПРАВА МЕНЬШИНСТВ, КАК МАСКИРОВКА УПАДКА ЗАПАДА

Целая серия скандалов вокруг прав разнообразных меньшинств и «борьбы за разнообразие» произошла в последнее время…

3 месяца ago