Реальное положение дел в Поднебесной мистифицируется не только у нас, но во всем мире. Что происходит там в действительности скрыто от глаз западного человека даже в эпоху всеобщей цифровой открытости, распространения социальных сетей и прочей глобализации. И даже несмотря на всеобщее признание ведущей роли Китая в мировой экономике и скорого наступления ожидаемой всеми китайской глобальной гегемонии. Итак, что же мы знаем о Китае? Как вести с ними дела? Последнее у всего мирового бизнеса получается очень плохо – мало кому из представителей западной цивилизации удавалось «приручить» китайского дракона.
Очень часто туда приезжают бизнесмены и, получив, согласие, возможно, даже оформленное на бумаге, считают, что дело сделано. Но китайцы так не живут. И даже, если они согласились с вами в каких-то вопросах, это ровным счётом ничего не значит. Китайцы живут в мире перемен. Они вас не обманывают – они просто настроены следовать более интересному предложению, и, если оно появится, все договорённости пропали.
Это определяется коррелятивным мышлением. Ещё одна особенность китайской психологии бизнеса – стратегемность мышления. Или – иными словами – особенность ведения переговоров с помощью тактики уловок и мягкой силы.
Китайцы умеют ждать. Они умеют ждать, пока чужой бизнес ослабеет
Например несколько крупных поглощений китайцами западных корпораций или значительных долей в этих корпорациях за последний год. Все сделки были осуществлены именно в тот момент, когда у корпораций начали намечаться проблемы. Как рассказывает академик, китайские бизнесмены тщательно отслеживают, что происходит в интересуемых корпорациях и как только компания начинает «крениться» — делают предложение о покупке.
Слово «да» в китайских наречиях отражает примерно 20 различных смыслов и не один из них н означает согласие.
— Да, они говорят да, кивают, вроде бы соглашаются, но это из вежливости, это не означает, что они с вами согласны в том смысле в котором согласие понимает не китайский бизнес.
Другим краеугольным элементом китайской культуры выступает матрица семьи
Речь о том, что, начиная бизнес, китайцы стремятся включить вас в семью, для них очень важно встроить вас в свою иерархию. Именно поэтому западному бизнесмену приходится тратить от шести до двенадцати месяцев на светские мероприятия – вести ни к чему не обязывающие «пустые» разговоры прежде, чем будут заключены какие-либо договорённости.
Сегодня в Китае всё большую силу и влияние получает новое поколение менеджеров, которые не хотят быть верными старым традициям.
По отношению к иностранному бизнесу эти менеджеры ведут себя куда более агрессивно и развязно, чем, англичане или американцы в голливудских фильмах. Надо понимать, что мы имеем дело уже с поколением предельно циничных и жёстких прагматиков.
Истоки такого поведения отчасти лежат в древней культуре Китая
Известно, что понятие культура для китайцев означает «китайская культура». Ещё Конфуций говорил, что к варварам – то есть к иностранцам – нельзя относиться, как к китайцам.
Китайцы не боятся, что их культура исчезнет. Невозможно представить, чтобы в Китае появился свой Освальд Шпенглер и написал «Закат Европы». У них нет проблемы с мультикультурализмом и мигрантами.
Сегодня Поднебесная переживает кризис, который связан с тем, что прежняя модель кредитования планово-убыточных предприятий себя исчерпала. Экономический рост замедлился. Чтобы «оставаться на месте», Китаю необходимо агрессивно развиваться, проводя неоколониальную политику, поглощая бизнес в других странах и вывозя капитал оттуда. В Китае проблемы со старением населения, огромным внешним долгом, расслоением в доходах населения.