Одним из феноменов современного мира является глобализация. Глобализация – это процесс создания, в первую очередь, единого экономического пространства, где свободно могут перемещаться капитал, ресурсы, люди и идеи. Создание единого экономического пространства подразумевает всемирную экономическую интеграцию, когда национальные хозяйства и рынки интегрируют в мировое хозяйство и мировой рынок. Данный процесс приводит к глобализации конкуренции.
По словам известного российского экономиста Михаила Делягина, «Конкуренция, развиваясь и устраняя внутренние барьеры рынка, вполне диалектически начинает отрицать сама себя, порождая монополии, – тем более крупные и тем сильнее влияющие на рынок, чем более совершенной с формальной точки зрения является исходная конкурентная среда». Возникновение глобальных монополий на мировом рынке является одной из главных проблем всемирной экономической интеграции.
Во-первых, это монополизация технологий. Именно владение технологиями обеспечивает их конкурентоспособность.ТНК предпринимают все возможное, чтобы защитить технологии от распространения. Главную роль в этом деле играет патентование. Так, «на долю ТНК приходится более 80 % зарегистрированных патентов». Во-вторых – насильственная либерализация национальных экономик, которая приводит к ликвидации различных экономических барьеров. В-третьих, «усилению ТНК, как и крупного капитала как такового, объективно способствуют кризисы. Так, в ходе «азиатского кризиса» 1997–98 годов с фондовых рынков Юго-Восточной Азии ушел преимущественно национальный мелкий и средний капитал, зависимый из-за незначительных масштабов своей деятельности от перепадов конъюнктуры. Его заменил крупный капитал, в основном международный, эффективно влияющий на правительства и посредством них создающий нужную ему конъюнктуру не только на национальном, но и на региональном, а часто – и мировом уровне».
В данной ситуации религиозные организации обращаются к международному сообществу и призывают субъектов мировой экономики к справедливому распределению ресурсов на международном уровне.
Возникает и другая ситуация, когда религиозные организации, финансируемые ТНК через различные фонды и благотворительные организации, не только «закрывают глаза» на различные нарушения международных норм и прав человека со стороны глобальных монополистов, но и реализуют их интересы.
Это утверждение справедливо не только в отношении радикальных исламских группировок, используемых и финансируемых глобальными монополистами в борьбе за нефтяные ресурсы, но и в отношении христианства. Ярким примером этому являются недавние события, происходящие в Украине, где в свержении законного правительства были задействованы представители многих христианских церквей страны. Круглосуточно были открыты монастыри и приходы, где протестующим предоставляли еду и ночлег. Подобное происходило также во время молодежных волнений в Гонконге.
Таким образом, роль религии во всемирной экономической интеграции двояка. С одной стороны, религия играет роль совести, обращаясь к субъектам мировой экономики и призывая их к целостному и солидарному развитию человечества. С другой –она является инструментом крупного капитала в его борьбе за экономический, политический и информационный контроль над всем миром.
Марксизм не дал содержательного ответа на основные вопросы бытия 20 и 21 веков. Потому что…
C коррупцией борются активно, громко и на всех уровнях: её выкорчёвывают, за неё порицают, сажают,…
Пора бы уже поставить однозначную жирную точку в обсуждении событий "9/11". Но нет, время от…
Практика многих конфликтов современности, некоторые научные разработки позволяют рассматривать цветные революции в качестве важной составной…
Целая серия скандалов вокруг прав разнообразных меньшинств и «борьбы за разнообразие» произошла в последнее время…
В начале ноября 2016 года бывший директор отдела народонаселения ООН Жозеф Шами опубликовал важную статью…