Массовые демонстрации и акции протеста охватили сразу несколько европейских стран. Причин тому две. Первая – растущая убыточность сельскохозяйственных производителей. Особенно эта тенденция близка тем, кто занимается производством овощей и фруктов. Вторая причина массовых недовольств – возможное подписание властями ЕС соглашения TIPP (трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство между США и ЕС). Но обо всем по порядку.

Исторически Россия была для стран ЕС основным импортером сразу нескольких товарных групп. К ним относятся, в первую очередь, машины и оборудование, а также продукция сельского хозяйства и легкой промышленности. Однако введение ограничений в сфере международной торговли и особенно продуктовое эмбарго больно ударили по европейским производителям. Так, например, больше других от ответных российских мер пострадали французские фермеры. До 90% продукции отдельных предпринимателей ранее направлялись на реализацию именно в Россию, да и общий объем торговли продуктами составлял до 10% экспорта в разные годы.

Значительными считает свои убытки и Польша, обороты которой сопоставимы с французскими

Ущерб от ограничения торговли продукцией фермеров министры оценивают в 500 млн евро. Ставшие почти нарицательными «польские яблочки» в конечном счете оказали гораздо больший негативный эффект не на российского любителя фруктов, а на европейского производителя.

Внимания заслуживает и ситуация с другими европейскими странами. Финляндия теряет 14% от всего (!) торгового оборота, безработица, связанная, в том числе, с освобождением рабочих мест в сфере производства продовольственных товаров, достигает рекордных 9%. Литва и Эстония лишь ожидают худшего, доля с/х экспорта из этих стран доходит до 20% от общего объема экспорта. Как говорится, худшее, конечно, впереди.

Но стоит отметить, что плачевное состояние и отсутствие перспектив роста для европейских фермеров в причинах своих не ограничивается лишь российским продуктовым эмбарго. Дело в том, что Общая сельскохозяйственная политика (ОСП) или Единая сельскохозяйственная политика (ЕСХП), которая является основной ведения сельского хозяйства в Европе – старейший и самый бездейственный в нынешних реалиях инструмент отраслевого регулирования. Начало свое она берет еще в 1962 году, а действенных реформ с тех далеких времен применено не было. Нечто приличное было сотворено в 90-е, однако и по сей день постепенно тухлеющие фермерские запасы находятся без рынков сбыта, и до трети фермеров находятся лишь на частичной занятости. Причины кроются сразу во многих факторах: здесь и неэффективное расходование бюджета, который, между прочим, составляет чуть ли не половину всего общего бюджета, и проблемы субсидирования фермеров, и демпинг со стороны третьих стран, чьи цены, как правило, ниже, чем могут позволить себе местные фермерские хозяйства. Здесь же всплывают вопросы к самой системе ВТО, но это уже совсем другая история…

Таким образом, для всего ЕС настало время серьезных перемен во внутренней экономической политике, но вместо этого производители получили лишь новый «удар» в виде эмбарго от основного покупателя, напрямую спровоцированный их же правительством.

Однако мы возвращаемся к причинам беспокойств в фермерских кругах

Помимо ОСП и продовольственного эмбарго возмутителем народным и следующим «ударом», который может обрушиться не только на производителей, но и на самих европейских потребителей становится соглашение Transatlantic Trade and Investment Partnership (TTIP). Документ подразумевает интеграцию всех сфер, от юридической до экологической, однако сегодня мы рассмотрим только возможное его влияние на европейские производства.

TTIP: ПО ПРАВУ СИЛЬНОГО

Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство между США и ЕС номинально призвано облегчить экспортно-импортные отношения между крупными продавцами и покупателями, упростить систему сертификации, унифицировать процессы закупки и доставки. В общем, самым радужным образом облегчить жизнь. Только вот чью? Уже сейчас европейские фермеры хватаются за голову и понимают, что их хозяйствам может прийти конец.

Во-первых, ни для кого не секрет, что вся продукция, производимая в США, имеет натурального ровно столько же, сколько имеет грудь Памелы Андерсон. То есть, процентов 20, не больше. Все остальное – чистая химия, ГМО, консерванты и прочие слова, часть из которых непонятна обывателю, и крайне негативно сказывается на его здоровье. Но у этой продукции есть один огромный плюс – она растет точно в срок, не зависит от внешних факторов и созревает ровно такая, какой ее «запрограммировали».

Во-вторых, исходя из вышесказанного, такая продукция стоит дешевле, так как на нее не приходится тратить «фермерскую любовь» и дорогие нынче натуральные удобрения. А значит, и реализовываться она будет лучше. Чем это угрожает фермерам? Глубоким падением оборачиваемости. А любому экономисту, и не только, становится понятно, что происходит, когда на складах неприлично долго залеживается «скоропорт».

В-третьих, у американского продукта есть одна хитрость, опасная для здоровья ровно так же, как и для существования европейского фермерского хозяйства. Это вкусовые качества, которые достигаются путем нещадного вливания химии во все, от томатов до зубочистки. То есть, конкурентоспособность американских продуктов на порядок выше европейских аналогов. И как тут фермерам не взвыть?

МИР СОГЛАСНО МОНСАНТО

Стоит добавить, что обсуждение соглашения, начавшееся в 2013, происходит практически за «закрытыми дверями», поэтому те, кого так или иначе может затронуть этот документ (а по большому счету, это 100% населения) и выходят на митинги, пик которых пришелся на весну 2015, но не спадает и по сей день.

По-прежнему непонятно, что в таких жестких условиях делать государствам, чьи экономики основываются на сельскохозяйственном производстве. Например, Венгрии, которая живет за счет садоводства и виноградарства. При этом небольшая страна совершенно обделена каким-либо полезными ископаемыми или, упаси вас Бог, развитым финансовым рынком. Или Болгария, чья экономика сейчас базируется исключительно на сельском хозяйстве. Да и наши давние «друзья» – Латвия, Литва и Эстония вряд ли долго продержатся без экспорта продовольствие на крупный российский рынок. А уж если объявятся крупные конкуренты, то им и вовсе придется пойти неприятным греческим путем…

Сегодня мы имеем очень интересную ситуацию, в которой антироссийские санкции и ответные меры Москвы сыграли, в первую очередь, против Европы. Потому что недостаток продовольствия Россия компенсирует поставками из США (экспорт вырос на 14% за 2014 год), а вот продукцию фермеров ЕС в Америку уже не продать. При этом обсуждение соглашения, которое откроет для Штатов и ЕС взаимопроникновение на сельскохозяйственные рынки рассматривается, как нечто благое для обеих сторон. Но по факту получается, что все меры: от санкций и до TTIP только подрывают европейскую экономику, которая столь тщательно бдит за своим сельским хозяйством.

Если же мы вернемся к российской действительности, то, несмотря на все скороспелые выводы и поспешные прогнозы, делать объективные заключения еще слишком рано

Обратившись к официальной статистике ГКС, можем получить следующую динамику развития сельскохозяйственной промышленности: в 2008г. оборот в отрасли составил 2461млрд рублей, в 2014 уже 4225млрд., и тенденция – это неуклонный рост.

С одной стороны, мы наблюдаем непрерывный рост производства, но с другой – полноценный вывод можно будет сделать, только когда закончится 2015 год. Именно на основании статистики по нему и будет целесообразным высказывать экспертам предположения о дальнейшем развитии.

Однако прогнозов по развитию фермерских хозяйств и всей сельхоз промышленности в ЕС нельзя будет дать даже спустя полгода. Проблема, решить которую не удавалось решить чуть ли не с середины прошлого века, сейчас усугубилась влиянием посторонних факторов (санкционная война). Никто не будет оказывать поддержку фермерам, максимум – выделят средства на утилизацию никому не нужной, не рентабельной продукции. Не держите конкуренцию? Вон с рынка. Не нравится – выходите на улицу и смещайте тех, кто не выполнил предвыборных обещаний. Ах да, у вас же демократия, приедет полиция с брандспойтами, слезоточивым газом и резиновыми стимуляторами и (не)вежливо попросит всех разбежаться по домам.

Как показывает жизнь, закон рыночной экономики суров, но это – закон, и придуман он на (диком) западе.
P.S.

А теперь самое интересное, касается это договора США с ЕС, который называется TTIP. Многие его пункты покрыты завесой тайны, да и сам договор, как оказалось, разрабатывался не один год. Самое важное в нём это то, что будет создана наднациональная структура управления. По факту все страны потеряют независимость, а корпорации станут управлять западным миром практически открыто. И мнения депутатов той или иной страны вообще ничего не будут значить, не говоря уже о простых людях. Вот вам и “демократия” и свобода выбора.

Оригинал публикации: https://vk.com/politkach?w=wall-9957744_185760

Александр

Recent Posts

КОРРУПЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ЗАПАДНОГО КОЛОНИАЛИЗМА

C коррупцией борются активно, громко и на всех уровнях: её выкорчёвывают, за неё порицают, сажают,…

2 месяца ago

ПРОМЫШЛЕННЫЙ СНОС “9/11” – КАК ЭТО БЫЛО В НЬЮ-ЙОРКЕ…

Пора бы уже поставить однозначную жирную точку в обсуждении событий "9/11". Но нет, время от…

3 месяца ago

ГИБРИДНЫЕ ВОЙНЫ В СТРАТЕГИИ США И НАТО

Практика многих конфликтов современности, некоторые научные разработки позволяют рассматривать цветные революции в качестве важной составной…

3 месяца ago

БОРЬБА ЗА ПРАВА МЕНЬШИНСТВ, КАК МАСКИРОВКА УПАДКА ЗАПАДА

Целая серия скандалов вокруг прав разнообразных меньшинств и «борьбы за разнообразие» произошла в последнее время…

4 месяца ago