С учетом назначения Саакашвили трудно не согласиться, что для российского контингента и непризнанной республики наступают непростые времена. Касательно же военных сценариев, то они вероятны в среднесрочной перспективе, в случае если в период стабильного фронта на Донбассе хунта сможет нарастить войсковую группировку на границах Приднестровья и скоординировать свои действия с Молдавией. Активную роль в этих планах очевидно должен играть Саакашвили, как в части подавления протестных настроений в Одесской области, так и в плане подготовки военно-политических провокаций на границах Приднестровья. С учетом сложного стратегического положения Приднестровья, России будут трудно организовать эффективное противодействие таким планам связанным с расширением пространства конфликта за пределы Донбасса.
СУДЬБА ПРИДНЕСТРОВЬЯ ВИСИТ НА ВОЛОСКЕ
Как не трудно увидеть на карте, непризнанная республика очень уязвима, как в случае организованной блокады, так и в случае открытых военных действий, когда противник может наносить рассекающие удары как с территории Молдавии, так и с территории Украины. Наличных сил миротворческого контингента и местной армии может оказаться недостаточным при совместных действиях Кишинева и Киева при непрямой поддержке НАТО.
«НУ ЧТО, КЛОУНЫ, ПОКАЗАТЬ КИСКУ?» Эдуард Ходос
Собственно, на фоне этого весьма красноречиво прозвучали слова Шаманова, что угроза втягивания России в войну возросла.
Все стороны понимают, что не исключенное нападение на российских миротворцев в Приднестровье приведет с очень высокой долей вероятности к открытому вступлению России в войну, как это уже было в 2008 году, когда агрессия против Южной Осетии была сопряжена с убийством российских миротворцев.
Блокада Приднестровья
Тезисно о нарастающей блокаде Приднестровья и российского миротворческого контингента:
1. Тематика военных провокаций вокруг Приднестровья уже поднималась два раза во время войны на Украине. В июле-августе во время наступления хунты на Донбассе, попутно хунта пыталась накопить войска в районе Перекопа и рядом с Приднестровьем, для осуществления военных провокаций против российских войск на территории Крыма и Приднестровья, с целью расширения пространства войны. После поражения под Иловайском, все силы были брошены для латания фронта на Донбассе, поэтому тема несколько затухла. После минских соглашений в сентябре 2014 года, хунта снова начала проявлять интерес к Крыму и Перекопу и проводить определенные военные приготовления. К северу от Перекопа начали вновь собирать группировку, аналогичные процессы начались и на границах с Приднестровьем. Но как и летом, поражение под Дебальцево сорвало все планы и большую часть сил оторванных от основного ТВД пришлось все равно перебрасывать на Донбасс. Тем не менее, хоть с военными провокациями и не сложилось, меры экономический и транспортной блокады Крыма и Приднестровья начали осуществляться с лета 2014 года и шли они по нарастающей. 2. Если различные элементы блокады Крыма со стороны хунты были неприятны, но не критичны (наиболее критичными моментами стали отключения света в декабре 2014 года и перекрытие поставок воды, что привело к кризису сельского хозяйства в Северном Крыму), то находящееся в сложном геостратегическом положении Приднестровье оказалось куда как в большей степени подвержено эффекту экономическом и транспортной блокады. Находящийся там миротворческий контингент РФ по сути является одним из гарантов независимости Приднестровья. Уход миротворцев и возможная ликвидация Приднестровья будет означать потерю Россией последних позиций в данном регионе и представлять собой тяжелое политическое поражение. Поэтому несмотря на все трудности, РФ продолжает удерживать имеющийся плацдарм подвергающийся все более системному давлению.
3. Военным путем ликвидировать миротворцев будет сложно, поэтому хунта совместно с прозападным режимом в Молдавии, взяли курс на экономическое удушение республики, в расчете на те, что ухудшение условий жизни и проблемы со снабжением миротворцев сделают местное руководство более сговорчивым, а Россия ради возобновления снабжения миротворцев пойдет на уступки в других вопросах. По сути, это откровенный шантаж, который пытаются прикрыть покачиванием мускулами, путем переброски под Одессу батарей С-300 в ответ на обсуждении идеи снабжения миротворцев военно-транспортной авиацией РФ. 4. Само снабжение по воздуху конечно возможно, но это ситуативное решение. Расходы на такой воздушный мост будут значительными и полностью закрыть все вопросы по снабжению он вряд ли сможет. Плюс всегда остается возможность для военных провокаций, так как военные борта будут идти над территорией Украины. Плюс если блокада затянется, выбор этого пути свяжет в этих операциях значительную чатсь военно-транспортной авиации РФ. 5. Проблема собственно в том, что изначально позиции РФ в Приднестровье не имели стратегической связности, представляя собой по сути анклав внутри территории «вероятного противника». Если даже Крым, имеющий переправу через Керченский пролив рассматривается как несколько оторванный от России в транспортном отношении, то что уж говорить о Приднестровье. Эта проблема не стояла так остро, когда у власти на Украине находились умеренно-антироссийские режимы Кучмы и Януковича, но эта проблема сразу вставала в полный рост, когда к власти приходили откровенные русофобы вроде Ющенко и Порошенко. Причем в отличие от времен Ющенко, сейчас ситуация еще более сложная.
Тогда в Молдавии правила коммунистическая партия во главе с оппортунистом Ворониным и полноценную блокаду Приднестровья организовать было затруднительно. Сейчас, в Кишиневе сидят ориентированные на Запад либералы (Россия в должной мере не смогла протащить в руководство Молдавии пророссийские силы), а в Киеве сидит русофобский режим. Поэтому Приднестровье уже хотя бы в рамках этого расклада оказалось в окружении, в некоторой степени это последствия неудач российской политики на украинском и молдавском направлениях, где в целом восторжествовала политика США и отчасти ЕС. 6. Планы преодоления этого окружения в 2014 году носили военный характер, когда предполагаемый коридор в Крым и проект Большой Новороссии, должны были распространить российское влияние вплоть до Одесской области и следовательно обеспечить связность Приднестровья с основными российскими позициями в Северном Причерноморье. Отказ от открытого ввода войск и заморозка проекта Большой Новороссии, помимо неопределенной ситуации на Донбассе, сохранил на повестке дня и вопрос с Приднестровьем, который в условиях войны на Украине, стал немаловажным фактором, через который пытаются оказывать давление на российскую позицию в украинском вопросе. Здесь собственно проблематика ровно та же самая, что и с Украиной. Выбрав политику оттягивания времени в попытках игнорировать известную вилку решений (война/капитуляция), нерешенным остался вопрос — Что делать с Украиной? Внятного плана по будущему Украины на сегодня как я понимаю нет. Как мне представляется, это относится и к Приднестровью. Попытки решить этот вопрос через снабжение воздухом, это все та же линия на оттягивание решения в расчете на то, что ситуация изменится или вообще разрешится сама собой. На мой взгляд, само собой не разрешится и сторонники «хитрых планов» тут ошибаются, как уже не раз ошибалось в своих оценках перспектив развития ситуации на Украине.
7. Миротворцам разумеется в той или иной степени придется терпеть нехватку снабжения, попутно находясь в готовности отреагировать на возможные военные провокации. Основные задачи связанные с военной защитой Приднестровья и охраной складов с вооружением советской армии никто не снимал, просто делать это теперь предстоит в более тяжелых условиях. Кричать «все пропало» конечно не надо, ситуация просто осложнилась и это надо понимать, как надо понимать и причины, по которым она осложнилась. В силу сложного геостратегического положения Приднестровья, оттягивать по нему решение в отличие от Донбасса будет куда как сложнее и поэтому в среднесрочной перспективе какие-то решения по Приднестровью последуют. Выведет ли Россия из Приднестровья миротворцев? Уверен что нет. Исходя из текущей линии, скорее более вероятен вариант каких-то переговоров аналогичным тех, на которых решался вопрос энергоснабжения Крыма. Но это опять же будут паллиативные решения. Без устранения текущего правительства в Киеве, все эти уступки и компромиссы не смогут обеспечить длительных гарантий для интересов РФ и зависимых от РФ территорий.