Если и существует некая единая цена на товар, определяющая рост или замедление нашей экономики, то это цена на нефть. В июне 2014 года основные нефтедобывающие страны торговали ею по $103 за баррель. Имея некоторое представление о геополитике нефти и нефтяных рынках, я чую огромный подвох. В этой связи хочу поделиться некоторыми вещами, которые в моём понимании не стыкуются между собой.
15 января нефть марки WTI, определяющая ценообразование на внутреннем нефтяном рынке США, стоила $29 за баррель на момент закрытия торгов, что стало самой низкой ценой за баррель с 2004 года. Действительно, нефтяной рынок перенасыщен по меньшей мере на 1 млн баррелей в день, и эта ситуация сохраняется уже в течение года.После снятия санкций с Ирана на перенасыщенный рынок хлынет поток новой нефти, что приведёт к дальнейшему снижению цен.
Однако за несколько дней до того как 17 января США и ЕС сняли санкции с Ирана, Сейид Мохсен Гамсари (Seyyid Mohsen Ghamsari), исполнительный директор по международным делам Национальной иранской нефтяной компании (НИНК), заявил, что Иран “…будет пытаться выйти на рынок таким образом, чтобы быть уверенным, что увеличение производства не вызовет дальнейшее падение цен … Мы будем производить столько, сколько рынок в состоянии поглотить”. Так что выход Ирана после снятия санкций на мировой нефтяной рынок не является причиной резкого падения цен на нефть с 1 января 2016.
Также неправда и то, что спрос на импорт нефти из Китая значительно снизился в связи с предполагаемым крахом китайской экономики. В период с ноября 2014 по ноябрь 2015 Китай импортировал на 8,9% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года вплоть до 6,6 млн баррелей в день и стал крупнейшим мировым импортёром нефти.
Добавьте в этот бурлящий котёл, который сегодня представляет собой мировой рынок нефти, политическую напряжённость, которая стремительно растёт с сентября 2015 года и решение России помочь президенту Сирии Башару Асаду, начав бомбардировки инфраструктуры ИГИЛ. Также прибавьте к этому драматический раскол в отношениях между Турцией, где президентствует Реджеп Тайип Эрдоган, после инцидента с российским Су-24. Исходя из всего этого, можно предположить, что цены на нефть должны расти, а не падать.
НЕФТЯНЫЕ ГОРКИ ЗАПАДА
Стратегическая Восточная провинция Саудовской Аравии
А вдобавок к этому бросьте туда провокационное решение саудовского министра обороны и фактического короля, принца Мухаммада ибн Салмана (Mohammed bin Salman), казнить шейха Нимр аль-Нимра (Sheikh Nimr al-Nimr), гражданина Саудовской Аравии. Аль-Нимр, уважаемый шиитский религиозный лидер, был обвинён в пособничестве терроризму за совершённый им в 2011 году призыв предоставить больше прав саудовский шиитам. Около 8 миллионов саудовских мусульман придерживаются шиитских учений, а не радикально жёсткого ваххабитского суннитского течения. Его преступление заключалось в том, что он поддержал протесты, призывавшие предоставить больше прав угнетённому шиитскому меньшинству, составляющему около 25% населения Саудовской Аравии. Шиитское население Саудовской Аравии в основном сосредоточено в Восточной провинции Королевства.
Восточная провинция Королевства Саудовской Аравии, вероятно, является самым ценным объектом недвижимости на планете, вдвое превосходящим по площади территорию Федеральной республики Германии, с населением всего 4 млн человек. “Saudi Aramco” – национальная нефтяная компания Саудовской Аравии расположена в Дахране, находящимся именно в Восточной провинции.
Основные саудовские нефтяные и газовые месторождения по большей части расположены здесь же, на суше и на шельфе, включая крупнейшее в мире нефтяное месторождение Гавар (Ghawar). Нефть из саудовских месторождений, в том числе и из Гавара, поставляется в десятки стран из нефтяного портового терминала комплекса Рас-Таннура (Ras Tanura), крупнейшего в мире терминала по перевалке сырой нефти. Около 80% из почти 10 млн баррелей нефти в день, откачиваемых саудитами, направляется в Рас-Таннура в Персидском заливе, где её грузят на крупнотоннажные танкеры, следующие на запад.
В Восточной провинции также расположены промышленные объекты месторождения Абкайк, которое разрабатывает “Saudi Aramco”, крупнейшие нефтеперерабатывающие объекты мощностью 7 млн баррелей в сутки. Это объекты, на которых производится первичная обработка “Аравийской сверхлёгкой” и “Аравийской лёгкой” нефти, а также обрабатывается нефть, выкачанная из месторождения Гавар.
И надо же такому случиться, что большинство работников нефтяного месторождения и нефтеперерабатывающего завода являются… шиитами. Говорят, что они сочувственно относятся к недавно казнённому шиитскому священнослужителю, шейху Нимр аль-Нимру.
Кроме того по имеющимся данным, 30-летнего принца ибн Салмана намереваются провозгласить королём. Это существенно добавит политической напряжённости в конфликте в Сирии.
13 января Gulf Institute – ближневосточный экспертно-аналитический центр, сообщил в эксклюзивном отчёте, что 80-летний король Саудовской Аравии Салман аль-Сауд (Salman Al-Saud) планирует отречься от престола и провозгласить королём своего сына Мухаммада. Они отмечают, что нынешний король “нанёс ряд визитов своим братьям, чтобы заручиться их поддержкой для свержения сегодняшнего крон-принца и американского фаворита, бескомпромиссного Мухаммада ибн Наифа (Mohammed bin Naif) с его поста наследного принца и министра внутренних дел. По словам источников, знакомых с положением дел, Салман заявил своим братьям, что стабильность саудовской монархии требует изменения права престолонаследования путём отказа от боковых и диагональных линий наследования и перехода к вертикальному порядку, в соответствии с которым король передаёт власть самому достойному из его сыновей”.
3 декабря 2015 года в прессу просочились данные отчётов Федеральной разведывательной службы (БНД) Германии, которые предупреждают о всё большем сосредоточении власти в руках принца Салмана, которого они характеризуют как непредсказуемого и чрезмерно эмоционального. Ссылаясь на причастность королевства к происходящему в Сирии, Ливане, Бахрейне, Ираке и Йемене, БНД утверждают, подразумевая принца Салмана, что “предыдущая осторожная дипломатическая позиция старших лидеров королевской семьи сменяется новой импульсивной политикой вмешательства”.
Упадут ли цены на нефть?
И несмотря на все эти многочисленные факторы, которые должны способствовать росту цен на нефть, которые временно стабилизировались в декабре на уже достаточно низком уровне $40, чёрное золото опустилось ещё на 25%, до $29, и дальнейшие перспективы совсем не радужные. Citigroup прогнозирует вероятность снижения стоимости нефти до $20 за баррель. Goldman Sachs недавно выступили с заявлением, что также не исключают падения цен до $20, что, по их мнению, поможет заново стабилизировать ситуацию на мировом рынке нефти и избавиться от избытка поставок.
Моя интуиция подсказывает мне, что в ближайшие месяцы на мировом нефтяном рынке произойдёт нечто весьма значительное и внезапное, нечто, чего большая часть мира совершенно не ожидает.
Предыдущий раз Goldman Sachs и их приспешники с Уолл-Стрит делали драматические прогнозы относительно цен на нефть летом 2008 года. В то время на фоне растущего давления на банки Уолл-Стрит, вызванного набирающим обороты американским ипотечным кризисом недвижимости, как раз перед крахом банка Lehman Brothers в сентябре того же года, Goldman Sachs заявили, что нефть стремится к $200 за баррель. Она только успела побить отметку $147. Тогда я написал исследование, в котором говорил, что дела обстоят с точностью до наоборот. Я основывался на том факте, что на мировом рынке нефти был огромный переизбыток, который, что любопытно, отметили только в Lehman Brothers. Информированный источник в Китае сообщил мне, что банки с Уолл-Стрит вроде JP Morgan Chase обманом раздували цену до $200, чтобы убедить Air China и других крупных государственных покупателей нефти в Китае купить всю до единой капли нефть за $147 до того как цены взлетят до $200, и эта информация стимулировала рост цен.
К декабрю 2008 года ценообразующая нефть марки Brent опустилась до $47 за баррель. Банкротство Lehman Brothers, являвшееся преднамеренным политическим решением министра финансов США, бывшего председателя Goldman Sachs, Генри Полсона (Henry Paulsen), принятое им в сентябре 2008 года, погрузило мир в финансовый кризис и глубокий спад. Знали ли приспешники Полсона в Goldman Sachs и остальных ключевых банках Уолл-Стрит, таких как Citigroup или JP Morgan Chase, заранее о том, что Полсон спланировал банкротство Lehman Brothers, чтобы вынудить Конгресс предоставить ему неограниченные полномочия в операции по спасению от банкротства с правом использования огромных фондов Программы спасения от проблемных активов в размере $700 млрд? На деле, по имеющимся данным, Goldman Sachs и их друзья получили огромную прибыль, сыграв против собственных прогнозов стоимости нефти по $200, используя нефтяные фьючерсы.
Убить сланцевых “ковбоев” – первоочередная задача
Сегодня американская сланцевая нефтяная промышленность, крупнейший источник растущего объёма добываемой нефти в Америке примерно с 2009 года, находится на грани банкротства. В последние месяцы добыча сланцевой нефти начала снижаться, составив около 9 230 баррелей в январе 2016 года.
Международный нефтяной картель – ExxonMobil, Chevron, BP и Shell – ещё два года назад начал демпинговать договоры об аренде сланцевых нефтяных участков. В сланцевой нефтяной промышленности США сегодня доминируют те, кого BP или Exxon называют “ковбоями” – агрессивные нефтяные компании среднего размера, а не нефтяные гиганты. Банки Уолл-Стрит вроде JP Morgan Chase или Citigroup, которые традиционно финансируют Международный нефтяной картель, да и сам Международный нефтяной картель, совершенно точно не стали бы лить слёзы, если бы бум сланцевой нефти пошёл на спад, снова позволив им заполучить контроль над самым важным мировым рынком. Финансовые институты, которые ссудили сотни миллиардов долларов сланцевым “ковбоям” за последние пять лет, в апреле будут проводить полугодовой анализ заявок на кредит. Если цены будут колебаться на уровне около $20, можно ожидать новую, значительно более серьёзную волну банкротств нынешних сланцевых нефтяных компаний. В этом случае нетрадиционная нефть, в том числе и огромное нефтяное месторождениебитуминозных песков в Канаде (Альберта), быстро уйдёт в прошлое.
СЛАНЦЕВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – АФЕРА ВЕКА
Само по себе это не восстановит стоимость нефти на уровне $70-90, который устроил бы крупных нефтедобывающих игроков и их банки с Уолл-Стрит. Перенасыщение рынка, которое идёт с Ближнего Востока от Саудовской Аравии и их союзников из стран Персидского залива, должно быть резко сокращено. Однако не похоже, что саудиты собираются это сделать. Именно это беспокоит меня в сложившейся ситуации.
Быть может, в Персидском заливе назревает что-то очень скверное, что резко поднимет цены на нефть в этом году? Неужели назревает настоящая война между шиитскими и саудитскими ваххабитскими нефтяными странами? До сих пор это была опосредованная война, ведущаяся в первую очередь в Сирии. После казни шиитского священнослужителя и штурма иранцами посольства Саудовской Аравии в Тегеране, которые привели к разрыву дипломатических отношений саудитами и другими суннитскими арабскими государствами Персидского залива, конфронтация стала значительно более открытой. Доктор Хоссейн Аскари (Dr. Hossein Askari), бывший советник министерства финансов Саудовской Аравии, заявил, что “если между Ираном и Саудовской Аравией начнётся война, нефть в одночасье может взлететь выше отметки $250, но потом откатится до $100. Если они будут атаковать нефтеналивные станции друг друга, то мы сможем наблюдать скачок нефти за отметку $500 и цена останется на этом уровне на некоторое время, в зависимости от степени повреждений”.
Всё говорит мне о том, что мир находится в ожидании ещё одного нефтяного шока. Кажется, практически всё время всё вертится вокруг нефти. Как якобы сказал Генри Киссинджер (Henry Kissinger) во время нефтяного шока в середине 1970-х гг., когда Европа и США столкнулись с нефтяным эмбарго ОПЕК и длинными очередями на заправках, “Если вы распоряжаетесь нефтью, вы распоряжаетесь целыми народами”. Эта одержимость контролем с огромной скоростью разрушает нашу цивилизацию. Пришло время сосредоточиться на мире и развитии, а не соревноваться в том, кто станет самым большим нефтяным магнатом на планете.