Администрация Соединенных Штатов, как и власти в самом Израиле, денно и нощно не устают повторять, что «Государство Израиль – единственная атия на Ближнем Востоке». Однако некоторые израильские реалии заставляют усомниться в этой оценке. Об одном характерном для Израиля явлении написала свою книгу американская еврейка Илана Штокман «Война против женщин в Израиле.История религиозного радикализма и борьбы за свободу женщин». Во многих, пишет она, прежде всего ортодоксальных кругах Израиля процветает женоненавистничество и дискриминация женщин. И эту дискриминацию проводит власть, само государство, где иудаизм является государственной религией.
В общественном транспорте в Израиле (а это – прежде всего автобусы) устроены «особые отделения на задних местах». Там сидеть могут только женщины. В Израиле есть города, где женщинам предписывается ходить только по определенным сторонам улиц, есть места, где женщинам запрещено находится. Заводятся секции для женщин в почтовых отделениях и банках, в парках и развлекательных аттракционах… Сегрегация в автобусах, выделение женщинам специальных пешеходных дорожек, а тем более запрет на выступления женщин-артистов в армейских частях– это в Израиле все более становится правилом. Гендерная сегрегация все больше и больше распространяется на другие сферы жизни, где раньше ничего подобного не было. Уже полтора года назад в Израиле было свыше 150 автобусных маршрутов, где осуществлялась политика сегрегации. Общественный транспорт в большинстве населенных пунктов еврейского государства вынужден соблюдать законы шаббата, т.е. не работать по субботам. Когда-то подобная сегрегация была в основном в синагогах, но сегодня она все более распространяется на другие сферы жизни, в общественной сфере, в армии, даже в частных домах. В особо соблюдающих религиозные предписания иудаизма домах сегодня заводят отдельные места, предназначенные только для женщин. Разрешают женщине есть только на кухне, отдельно от мужчин.
Прихожанка одной из иерусалимских синагог призналась: «женщин насилуют в университетах, в израильской армии. И все потому, что женщины там никак не отделены от мужчин, и это создает много соблазнов. Это все же куда большее насилие, чем сажать женщин в задней части автобуса». «Сексуальные приставания к женщинам, к сожалению, достаточно часты в нашей жизни, – признает Илана Штокман. – Однако это еще не повод, чтобы закрыть всех женщин в отдельные секции. Существует проблема сексуального насилия, но путь ее решения – в воспитании мужчин, а не в том, чтобы посадить женщин за ограду».
Сама Илана Штокман на встрече с читателями вспоминала легендарную Розу Паркс. Несогласие Розы сидеть сзади разделенного на «только для белых» и «только для черных» автобуса в свое время разожгло пламя гражданского неповиновения и стало важным этапом борьбы за гражданские права в США. Штокман сказала, что для нее, как для американской религиозной еврейки, оказаться в задней части иерусалимского автобуса было совершенно неприемлемо. Однако в Израиле пока такое положение не вызывает массовых протестов. Штокман заметила: «Война против женщин в Израиле» не является изобретением собственных религиозных ортодоксов.
За последние сорок лет в Израиле прижились практически все американские идеи и лозунги, политические, экономические и общественные, религиозные и светские, правые и левые, консервативные и либеральные. Иудейский фундаментализм, как ультраортодоксальный, так и правый религиозный национализм тоже во многом занесены в Израиль из США. До сих пор там во многом заправляют выпускники бруклинских религиозных училищ – «ешиботов».
Как и многое другое в Израиле, политика сегрегации носит полуофициальный характер. Закон на бумаге вроде одинаков для всех и не признает такого понятия, как ультраортодоксальный сектор или ультраортодоксальная община. Однако в реальной жизни власти сами постоянно нарушают закон. Еще хуже с выполнением законов о труде и отдыхе. Здесь власть относится к закону, как дышлу, иногда ориентируясь на светские круги общества. В других случаях законы выворачиваются в угоду религиозной политике. Как и многое другое в Израиле, политика сегрегации происходит по «телефонному праву».
Израиль декларирует себя, как светское государство, однако процесс религиозного возрождения в Израиле идентичен процессам, происходящим на всем Ближнем Востоке. Подобно большинству арабских и исламских республик своих соседей, в Израиле религия не отделена от государства, акты гражданского состояния являются уделом религиозных судов.
В книге Штокман изложена истории борьбы женщин за право молиться там вне пределов специального сектора. Движение «Женщины Стены» создано еще в 1980-е гг. в рамках куда более широкого движения за допуск женщин в молитвенные залы ортодоксальных синагог. С самого начала феминистки в ответ на свои требования встретили у Стены плача насилие. Автору этой статьи довелось наблюдать первое появление «Женщин Стены», когда возмущенная толпа религиозных иудеев во главе с раввином синагоги Стены плача Шмуэлем Рабиновичем напала на молящихся женщин. В женщин летели стулья, камни и даже мешочки с нечистотами. Дело о допуске женщин в мужскую часть площади у Стены плача рассматривалось в судах. В 2011 г. наступил новый этап. Израильская полиция уже не ограничивалась разведением сторон, а стала арестовывать «Женщин Стены». Суды тоже ужесточили свою позицию, и огороженную часть площади признали «ортодоксальной синагогой», хотя место это построено в результате победных заявлений после Шестидневной войны, что «Стена – наша!» и будет достоянием израильской нации, а никак не отдельной религиозной общины.
Сама Штокман из Бруклина. Она выросла в религиозном еврейском квартале и сейчас живет в Израиле. Она не считает себя посторонней в религиозной жизни, тем более не видит себя пришельцем, приходящим учить людей, как им надо жить. «Война против женщин» – говорит она, – продукт ультраортодоксальных кругов, а касается всего израильского общества и наступление ведется на права всех женщин. Штокман знает, каково быть и чувствовать себя в «женской секции». «Ни в коем случае я не хочу никому ничего навязывать, – говорит Штокман. – В то же время я не хочу, чтобы религиозные ортодоксы что-то навязывали другим. В обществе надо оставить место для других стилей жизни, для других точек зрения на жизнь. Я рада, что кто-то счастлив, живя религиозной жизнью, но если кто-то несчастлив, то должна быть возможность и для него жить по-своему».
В ультраортодоксальных общинах достаточно много несчастных женщин. Существуют горячие линии для жертв насилия. Организация «Бат Мелех» создала два убежища для женщин из ортодоксальных общин. Велико и сопротивление религиозных кругов. В прошлом году стало известно, что Главный раввинат потребовал у компаний сотовой связи заблокировать телефоны экстренной помощи организации «Бат Мелех», а также других служб психологической помощи.
Израильское общество прочувствовало впервые протест ультраортодоксов, когда в 1986 г. в Иерусалиме были сожжены почти все автобусные остановки из-за наклеенной там рекламы модной одежды и косметики. Именно тогда иерусалимцы, дожидавшиеся автобусов на жаре, лишенные привычной тени, вдруг почувствовали тревогу за свое будущее.
Власти в «свободном» Израиле вряд ли на стороне Иланы Штокман. По своей сути они ориентированы на сегрегацию, и не только палестинцев, но и как в нашем случае, женщин.
C коррупцией борются активно, громко и на всех уровнях: её выкорчёвывают, за неё порицают, сажают,…
Пора бы уже поставить однозначную жирную точку в обсуждении событий "9/11". Но нет, время от…
Практика многих конфликтов современности, некоторые научные разработки позволяют рассматривать цветные революции в качестве важной составной…
Целая серия скандалов вокруг прав разнообразных меньшинств и «борьбы за разнообразие» произошла в последнее время…
В начале ноября 2016 года бывший директор отдела народонаселения ООН Жозеф Шами опубликовал важную статью…
Банк международных расчётов (БМР) со штаб-квартирой в Базеле (Швейцария) – важнейшая международная финансовая организация наряду…