Поскольку клиповое мышление является очевидным “трэндом” последних 20 и более лет, и на этом выросло уже целое поколение молодых людей, всё активнее вовлекаемых в политическую жизнь и массовые акции, возникает необходимость разобраться в том, что это за явление, как оно работает и к чему всё это ведёт.
Отправной точкой в осмыслении темы стало интервью профессора, доктора психологических наук Рады Грановской с говорящим названием “Люди с клиповым мышлением элитой не станут”.
Пересказывать его нет смысла, но на некоторых моментах стоит остановиться. Начнём с конца:
– Насколько я понимаю, клиповое мышление – это неизбежное следствие развития современного общества, и повернуть этот процесс вспять невозможно?
– Правильно, это направление цивилизации. Но, тем не менее, надо понимать, к чему это ведет. Те, кто пошел по линии клипового мышления, элитой уже никогда не станут…
Итак, получается, что клиповое мышление – это “неизбежное зло” и плата за приобщение к “современной цивилизации”, при этом направление развития этого современного общества будет определяться теми, что каким-либо образом счастливо избежал “клипизации” и чьё мышление формировалось и развивалось другим путём. Так сказать, повелители и исполнители…
Поэтому стоит посмотреть, как и кем формируется это самое клиповое мышление. На второй вопрос ответ очевиден – в первую очередь телевидением (которое эти пресловутые “клипы” и распространяет), справедливо именуемым за это “зомбоящиком”, и вообще всеми каналами рекламы и информации. Само телевидение тоже рекламирует в первую очередь самоё себя, ведь цель каждого канала – сделать так, чтобы его смотрели.
Новостные программы – это набор клипов-сюжетов, разнообразные “обсуждения” и “дискуссии” – это тоже набор клиповых вбросов-сюжетов с обязательными перебивками и перескакиванием с темы на тему. Социальные сети – это вообще царство клипов! Каждый, кто открывал свою новостную ленту в соцсети, видел этот нескончаемый поток клипов (вот только не осознавал его таким образом, а на этом построено всё воздействие на адресата)! На клиповое мышление во многом работает и школа, но об этом достаточно много есть в упомянутом интервью, к которому и вернёмся на время:
– Сегодня часто говорят о том, что современное поколение детей и молодежи очень сильно отличается от предыдущих. В чем, на ваш взгляд, заключается это отличие?
– Оно связано с тем, что молодые люди сегодня по-другому воспринимают новый материал: очень быстро и в другом объеме. Например, учителя и родители стонут и плачут, что дети и современная молодежь не читают книг. Это действительно так. Многие из них не видят надобности в книгах. Они вынуждены приспосабливаться к новому типу восприятия и темпу жизни. Считается, что за последний век скорость изменений вокруг человека увеличилась в 50 раз. Вполне естественно, что возникают и другие способы переработки информации. Тем более, что они поддерживаются с помощью телевизора, компьютера, интернета.
Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир. Их восприятие — не последовательное и не текстовое. Они видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа. Для современной молодежи свойственно клиповое мышление. Люди же моего поколения, которые учились на книгах, с трудом представляют себе, как такое вообще возможно.
-Вы не могли бы привести какой-нибудь пример?
– Например, проводили такой эксперимент. Ребенок играет в компьютерную игру. Периодически ему дается инструкция на следующий шаг, где-то на три страницы текста. Рядом сидит взрослый, который, в принципе, быстро читает. Но он успевает прочитать только полстраницы, а ребенок уже обработал всю информацию и сделал следующий ход…
Когда у детей в ходе эксперимента спрашивали, как они так быстро читают, то они отвечали, что не читали весь материал. Они искали ключевые моменты, которые давали им знать, как поступить…
… Сейчас темп поступления информации такой, что для многих задач детали не нужны. Нужен только общий рисунок…
Итак, клиповое мышление формируется так: “на входе” человеку даётся такой большой объём информации (по принципу “чем больше, тем лучше”), что он заведомо не может его целиком переработать и усвоить, в результате сознание “переключается” в режим клипового мышления и начинает выбирать и обрабатывать только ту информацию, которая идентифицируется им как ключевая, а вся остальная информация перестаёт восприниматься и зачастую даже замечаться.
Это – как если бы мы бегло просматривали пачку фотографий, где были бы перемешаны разные места, сюжеты, люди. Кстати, примерно так работает и пресловутый “25-й кадр”. Можно сказать также, что при переходе в режим клипового мышления человек входит в своеобразный транс и воспринимает всё из этого транса – но об этом пускай пишут психологи, тема изученная, хотя зачастую результаты исследований становятся “ноу хау” рекламщиков и СМИ.
В принципе, можно эффективно использовать только слуховой канал восприятия, но это сложнее и требует высокого мастерства у того, кто использует эти методы. Например, высокая скорость речи, умение неожиданно менять тему, выдвигать голословные утверждения и без тени сомнений противоречить самому себе дают огромные преимущества в спорах и дискуссиях, особенно “в живую” и с оппонентами, придерживающимися других, общепринятых способов общения. Поскольку визуальные образы, не говоря уже о “движущихся картинках” несут намного больше информации, чем только звуки, то с их помощью легче вызвать требуемую “перегрузку” всех каналов восприятия, что и нашло своё “идеальное” выражение в клипе как инструменте психического воздействия.
При невозможности обработать поступающую информацию за отведённое время включаются внутренние механизмы сознания и, в первую очередь, отключаются “барьеры критического восприятия” (поскольку это требует работы мышления, на что нет времени), а вместо них включаются “фильтры предварительной обработки информации”, которые пускают информационный поток “мимо сознания”, можно сказать – через подсознание, осуществляя только выборочную передачу малой толики данных в сознание. Что важно – эта выборка того, что поступит в сознание, осуществляется на основании особых “меток”, которые мы назовём “ключевыми символами”, расставляемых теми, кто “готовит” передаваемую информацию. Реклама, например, использует в качестве ключевых символов товарные знаки, слоганы или визуальные образы из рекламы – поэтому для неё так важна “узнаваемость” брэнда, то есть доля людей, для которых рекламная информация несёт “метку” брэнда. Разнообразные ярлыки, используемые в публичном пространстве, например, “ватники” или “бандеровцы” – это такие же метки, которые настраивают на строго определённое восприятие информации.
Получается, что при клиповом мышлении вся поступающая человеку информация сразу фильтруется по наличию ключевых символов, причём в этом процессе информация искусственно отделяется от контекста, а зачастую даже и от содержания. Когда субъект ждёт определённую информацию, настроен на неё, он и воспринимает только её, причём буквально, так как дополнительные смыслы и детали заложены в отбрасываемом контексте. При этом каждый воспринимает только то, что хочет, и так как он хочет – соответственно, ни о какой критичности восприятия, логической обоснованности или непротиворечивости не может быть и речи. Выделенная ключевыми символами информация воспринимается сразу, без обработки, буквально и как несомненно истинная, при этом она не только имеет приоритет перед всей остальной, но и “подавляет” всю остальную информацию, отправляя её сразу “в корзину”, а что самое важное – сразу становится не только несомненной истиной, но и руководством к действию!
Поэтому в своих действиях человек с клиповым мышлением несамостоятелен и склонен ориентироваться на действия других и либо повторять паттерны поведения “особых людей” либо следовать поведению толпы или группы себе подобных. Кого из нас с детства не приучали “быть как все”? Люди с клиповым мышлением, как правило, не могут функционировать полностью самостоятельно и либо вынуждены постоянно объединяться в какие-то группы и структуры, в том числе путём потребления одной и той же приготовленной специально для них информационной “пищи”. И, конечно, для них очень важны символы и знаки, позволяющие им сразу идентифицировать “своих” или выделять “чужаков”, оказавшихся среди них.
Кроме потребности в объединении, у такого рода людей существует потребность в “авторитетах”, в тех, на кого они смогут “равняться”. Эти “особые люди”, как я назвал их ранее, – и кумиры, раскрученные при помощи масс-медиа (что более характерно для молодёжной среды), и местные лидеры, раскрученными внутри определённой социальной группы, и люди, обладающие определёнными знаками или символами статусности, принятыми социальной средой (например, те, кого называют “крутыми” – естественно, в разных группах критерии “крутизны” могут заметно отличаться).
Примеры действия клипового мышления, особенно в массе, очень хорошо прослеживаются на примере “цветных революций”, в частности, происходящего сейчас на Украине – многие персонажи так и просятся в качестве образчиков: как носителей такого мышления, так и тех, на кого они равняются. Собственно говоря, технологии этих “революций” построены на богатых возможностях воздействия на психику и поведение массы “клиповых” людей, а сами эти люди являются необходимым элементом государственных переворотов, их “пушечным мясом” (пусть и в блестящей обёртке “Небесной сотни”). В итоге в разных странах одинаково скачут, декламируют сходные речёвки, выделяют себя повязками, шарфами, ленточками и так далее. Кто-то считает, что тут дело в некоей “заразности действий толпы”, кто-то считает такое поведение признаком особого заболевания или психического отклонения, но я скажу так: “у этих людей так работают мозги”. Это – не плохо и не хорошо, это – констатация факта.
Просто кем-то производится “селекционный отбор” и целенаправленное выращивание людей с определенным типом мышления и культивирование этого типа мышления (чему немало способствуют и сами носители этого типа) за счёт людей с другими типами мышления. Потому-то элита выращивает своих чад подальше от общей массы – чтобы не “заразились”.
Пока никто не знает. В любом случае, для такого изменения человек должен сам проделать над собой очень большую работу, да и потом контролировать себя – а кому это надо?! Но что можно сделать для людей с клиповым мышлением – это начать кормить их “правильной” информационной пищей, выделяя как ключевые полезные и важные для общества символы, одновременно не допуская распространения вредной для здоровья общества информации. И учить, учить, учить – целостному взгляду на мир и целостному восприятию, но это процесс длительный и непростой…
Клиповое мышление спроектировано для исполнителей, в основном среднего и низшего уровня, и тех руководителей низшего и даже среднего звена, которые призваны лишь передавать вниз приказы и инструкции от вышестоящего начальства. Они могут быть эффективны на своём месте, действовать быстро и чётко в рамках готовых и отработанных схем. Такой квалификации, как раньше, от подавляющего числа работников сейчас не требуется. Сейчас главный показатель – скорость, а работа с большими объёмами сложной информации, с нестандартными задачами – это удел немногих специалистов.
Но думать о будущем, проектировать его и наслаждаться им будут отнюдь не обладатели клипового мышления. И об этом хорошо было бы знать всем скачущим, ниспровергающим, требующим всего и сразу – но им-то этого знать не дано…
C коррупцией борются активно, громко и на всех уровнях: её выкорчёвывают, за неё порицают, сажают,…
Пора бы уже поставить однозначную жирную точку в обсуждении событий "9/11". Но нет, время от…
Практика многих конфликтов современности, некоторые научные разработки позволяют рассматривать цветные революции в качестве важной составной…
Целая серия скандалов вокруг прав разнообразных меньшинств и «борьбы за разнообразие» произошла в последнее время…
В начале ноября 2016 года бывший директор отдела народонаселения ООН Жозеф Шами опубликовал важную статью…
Банк международных расчётов (БМР) со штаб-квартирой в Базеле (Швейцария) – важнейшая международная финансовая организация наряду…