На январско-февральском номере Foreign Affairs сотрудница Института Катона (Вашингтон, округ Колумбия, США) Эмма Эшфорд разбирала причины провала антироссийских санкций, их реальные последствия и предлагала свои решения проблемы. Среди прочего, она указала на чрезмерную зависимость Европы от российского газа, что ограничивает возможности санкционного давления на Россию. Эшфорд считает, что США может предложить Евросоюзу альтернативу.
Страсти по российскому газу
То ли в Брюсселе прочитали эту статью, то ли из Вашингтона позвонили, но во вторник Еврокомиссия обнародовала предложения по ослаблению энергетической зависимости Европы от России. Это связано с обострением геополитических споров между Россией и Западом и по поводу Украины, и по поводу войны в Сирии.
Центральным пунктом предложений Еврокомиссии является пересмотр энергетических контрактов со странами за пределами Союза, вроде России, и поискать, кто предложит лучшие условия. Энергия – это очень чувствительный вопрос и для Европы, и для России. Евросоюз получает от российского гиганта «Газпрома» треть газа. Москва, в свою очередь, зарабатывает на продаже газа в Европу значительные суммы.
Европейский комиссар по вопросам изменений климата и энергетики Мигель Ариас Каньете (Испания) отметил, что в первую очередь нужно найти способы не допустить повторения т.н. газовых войн 2006 и 2009 годов. Тогда Газпром прекратил поставки газа через Украину и, по мнению Каньете, обрёк жителей Болгарии на замерзание посреди зимних холодов. Он сказал, что Европа всё ещё слишком уязвима перед перебоями с поставками газа.
«Газовые войны»
Странно, что сеньор Каньете не захотел вспоминать причину, по которой Газпром отключал газ. А причина была в том, что Украина воровала газ из транзитной трубы. Началось же всё с того, что украинская сторона в одностороннем порядке увеличила стоимость транзита российского газа через свою территорию.
Газпром согласился, но в ответ предложил Украине покупать газ по среднеевропейской цене, т.е. отказаться от льгот. Но украинская сторона хотела брать с Газпрома больше, а за газ платить по-прежнему. Стороны не договорились, и поставки газа для Украины были остановлены. Тогда Украина стала просто воровать газ из транзитной трубы.
Разумеется, такое воровство привело к недопоставкам газа в Европу. Что же сделали европейские политики тогда? Они обвинили Россию в том, что она является ненадёжным партнёром. И ни слова о том, что зачинщиком конфликта и виновником недопоставок газа в Европу был Киев. И вот еврокомиссар вновь повторяет эту мантру. И очевидно, по какой причине.
Германия превыше всего!
Германия решила для себя проблему поставок российского газа благодаря строительству газопровода «Северный поток», который проходит по дну моря, минуя все транзитные страны. Выигрыш для обеих сторон очевиден: никто не ворует газ, и никому не надо платить за транзит. На примере этого проекта Германия убедилась в надёжности Газпрома, а потому, несмотря на санкции и бешенство Вашингтона, в сентябре прошлого года немцы подписали договор с Газпромом о расширении поставок газа – «Северный поток-2».
По этому поводу на заседании Еврокомиссии во вторник шли горячие дебаты. Как и раньше, против расширения «Северного потока» выступила Польша, а также Италия и Болгария, которая ранее под давлением всё той же Еврокомиссии отказалась от проекта «Южный поток», суливший Болгарии большие доходы от транзита газа. Другие страны, которые потеряли возможность заработать на «Южном потоке» — Словакия, Венгрия и Румыния, тоже против. Традиционно возражает и вся Прибалтика. Мотивируют они это беспомощным и смешным опасением в увеличении зависимости Евросоюза от России.
Но ведь, что нельзя Болгарии, можно Германии. Немцы убеждали европейских чиновников в том, что «Северный поток-2» это исключительно коммерческий проект, цель которого удовлетворить потребности ФРГ в природном газе. Но еврокомиссары превратили этот вопрос в политический.
Украинская газотранспортная система – груда металлолома
Министр иностранных дел Литвы Лина Линкевичус заявила, что энергия всегда была для Москвы инструментом шантажа и важным рычагом политического влияния. Вот, где она увидела такое применение Россией поставок своего газа? Всё же совсем иначе. Это Украина, пользуясь положением страны-транзитёра, всё время шантажирует и Россию, и Запад, требуя себе преференций и льгот в обмен на гарантию поставок газа.
В Киеве-то всё поняли про «Северный поток-2». Украинский премьер-министр Арсений Яценюк заявил на заседании Верховной Рады, что этот проект в случае его реализации превратит украинскую газотранспортную систему в груду металлолома. Яценюк призвал Европу заблокировать строительство второго «Северного потока», поскольку он угрожает национальным интересам Украины.
Уж, послал, так послал!
Похоже, что Германии нет дела до Украины. Её больше волнует стабильность поставок газа, с чем немцы никогда не имели проблем после ввода в эксплуатацию «Северного потока». Поэтому неудивительно, что в ответ на обеспокоенность сующего всюду свой нос Вашингтона посол ФРГ в США герр Питер Виттиг довольно жёстко заявил: «Есть вопросы, которые европейские страны должны решать самостоятельно». Отлично сказано, господин Виттиг!
А брюссельские крючкотворы пытаются найти юридические причины остановки проекта. Дело в том, что по правилам Евросоюза поставщик газа не может быть одновременно и владельцем газотранспортной системы. Но в своё время Германия и Россия столь грамотно спроектировали и проложили газопровод, что он оказался вне юрисдикции евробюрократии.
Совершенно неожиданно для себя Вашингтон наткнулся на упрямство Берлина в отстаивании своих экономических интересов. Вопрос о поставках российского газа в очередной раз обнажил проблему неустойчивости Евросоюза как целого.
«Младшие» члены ЕС вроде Болгарии полностью подчинили свои суверенитет и национальные интересы диктату Брюсселя. Зато «старшие» — Германия, например, делают то, что им выгодно, высокомерно поплёвывая на евробюрократов и даже дерзя Вашингтону. Бабло в очередной раз побеждает зло.