С момента 25 октября 2013 прошло чуть больше года. В этот ничем непримечательный осенний день, в информационных агентствах появились сообщения о том, что парламент Гренландии фактически отменил запрет на разработку и добычу урановой руды на своей территории. Окончательное решение о начале добычи должно быть принято в конце этого года, когда состоится подписание соглашения по этому вопросу между автономией (Гренландией) и Королевством Дании.
Но сначала небольшая справка:
Крупнейшее месторождение урановой руды в Гренландии находится на юге, в Кванефьельде (Нарссак), оно расположено на высоте 600 м. Концентрация урана в руде невысока (0,003%), но добыча ее рентабельна. Запасы руды определялись в 3,5 млн. т, в ней содержится не менее 16 тыс. т урановой руды. Расположение и условия залегания допускают разработку открытым способом, имеется площадка для строительства обогатительной фабрики. Транспортировка ее продукции также не представляет проблемы — месторождение залегает на берегу судоходного фьорда.
До этого запрет (zero tolerance policy) на добычу урановой руды действовал в течение 25 лет
Однако, благодаря усилиям премьер-министра страны Алеки Гамонд (Aleqa Hammond), представляющую социал-демократическую партию “Сиумут”, удалось законодательно отменить действие этого запрета. Попутно, она пригласила всех заинтересованных лиц, в том числе и из Китая, принять участие в исследовании месторождений урановой руды. В результате всех перипетий, основным заинтересованным лицом стала некая горнодобывающая австралийская компания GMEL (Greenland Minerals and Energy Limited), которая тут же развернула бурную деятельность в столь привлекательном направлении. Под ее началом состоялся диалог с различными экологическими службами и местными жителями, которые проживают близ данного месторождения. Итог был закономерным – датские экологи выразили свое резкое несогласие с планами GMEL. Это было в начале года.
УРАН-235 – АХИЛЛЕСОВА ПЯТА АМЕРИКИ
Тем не менее, Гренландия все сильнее ощущает на себе влияние кризиса в Европейском Союзе
Дания заморозила предоставление ежегодных субсидий в размере 457 миллионов евро, британская добывающая компания потерпела фиаско на китайском рынке стали и также не может продолжать инвестировать в экономику Гренландии свои средства, т.к. является по сути банкротом. Что касается китайцев, то и они не спешат входить на гренландский рынок полезных ископаемых, вернее их незаметно оттесняют. А возлагаемые надежды на разработку неподтвержденных нефтяных месторождений на восточном побережье Гренландии обернулись полным провалом – за весь год ни одна нефтедобывающая компания в мире не заинтересовалась ими.
Параллельно, и мучительно долго, к местному населению приходит понимание простого факта: одним рыболовством и туризмом в нынешние холодные времена сыт не будешь. Даже под угрозой глобального потепления.
Весь этот год в Гренландии проходили дебаты по поводу возможности добычи урана. Партия левых “Инуит Атакатигиит” (Народное сообщество) выступает резко против уродования девственных ландшафтов, однако кроме “собирательства” никаких других источников финансирования предложить не может для сохранения уровня жизни населения. Социал-демократическая партия “Сиумут” или, как ее успели окрестить местные СМИ, “Урановая Партия”, выступает за начало добычи столь ценного металла. Правда с оговорками, дескать, все будет выстроено согласно экологическим нормам. На текущий момент ситуация сложилась патовая, обе партии получили одинаковое количество мест в парламенте. А решающий голос будет за прошедшими в парламент пятью второстепенными партиями.
Но, в общем и целом, эксперты сходятся во мнении, что Дания даст свое разрешение и поставит, наконец, свою подпись под соглашением о начале разработок месторождений полезных ископаемых в Гренландии (и получит долгожданный процент от будущей добычи). И пока Дания с Гренландией решают юридические нюансы, население Гренландии собирается протестовать, австралийская компания GMEL уже утвердила в должности управляющего директора Джона Майера (John Mair) для проекта добычи урана в Кванефьельде. Почему бы и нет? Ведь 16 тыс. тонн столь редкого металла лишними никогда не будут. Тут и канадская компания “Северо-Американский Никель” подсуетилась, которая помимо никеля и меди занимается еще добычей металлов платиновой группы, получила в этом году обновленную лицензию на разведку месторождений на юго-западе Гренландии с общей площадью 3601 квадратных километра, уже успела получить ободряющие данные от проведенной разведки.
Кризис кризисом, а раздел мировых ресурсов англо-саксонцами идет своим чередом. Без лишней суеты. Благо Гренландия демократическая страна, а значит уран тоже демократический.