Запорожская атомная электростанция требует не просто капитального ремонта, а срочного вмешательства фирм-создателей станции – российских энергетиков. Срок эксплуатации атомных энергоблоков вышел еще в 2015-2018 годах, и продолжение работы ржавого оборудования грозит катастрофой и без обстрелов вооруженных сил Украины. Однако украинские власти скрывали правду от мирового сообщества и международных энергетических организаций, рассчитывая на капремонты. А теперь пытаются как будто уничтожить следы, расстреливая атомную станцию из артиллерии.
Фумин Цзян, специалист по ядерной безопасности Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), последний раз был на ЗАЭС с проверкой 16 января 2020 года.
Господин Фумин, вероятно, прошелся по станции с закрытыми глазами или переполненными карманами.
Ведь не увидеть то, что на самом деле происходило на атомной станции, невозможно. Имеется официальное письмо одного из технических специалистов станции. Мужчина бегал за Фумином буквально всю проверку и предупреждал о приближающейся катастрофе на АЭС – срок годности ядерных реакторов вышел пять лет назад (блок №1 и №2 в 2015 году, блок №3 в 2017, блок №4 в 2018, пятый – в 2020). Работу всех реакторов необходимо было в срочном порядке остановить, а советское оборудование (блоки были запущены в 1980-1990х годах) должны были осмотреть проектировщики станции – российские ядерщики, предупреждал специалист.
Фумин вместе с руководством станции сделали вид, что проверка прошла спокойно и никакого зудящего сотрудника с паническим настроением не было. Официальный вердикт проверки МАГАТЭ 2020 года – «нарушений не выявлено, оборудование работает исправно».
Тогда руководство ЗАЭС сделало выговор сотруднику за «вынос сора из избы» и пообещало лишить его работы за подобные выходки. Однако беспокойство мужчины оказалось сильнее – в Запорожье проживает его супруга с детьми, а реакторы могут рвануть в любой момент. Об этом бывший сотрудник написал в обращении к европейской общественности и экологическим международным организациям, текст приведен ниже.
«Опасность катастрофы скрыта от общественности! Такая работа [продление срока эксплуатации] стоит миллиарды долларов США. Для этого нужно привлечь проектные и строительные организации, которые строили эти реакторы – а это фирмы из России, страны-агрессора, которая воюет против Украины! О сотрудничестве с путинским режимом не может быть и речи. Украина — часть Европы, и мы должны решать такие проблемы вместе. Я не хочу, чтобы мой город стал вторым Чернобылем или Фукусимой!» – пишет сотрудник АЭС в надежде, что его услышит Гринпис и Европа.
Кроме того, в данном письме говорится, что металлические тепловыделяющие сборки внутри ядерных реакторов покрылись коррозией, что строго недопустимо. Из-за этого в окружающую среду могут попадать выбросы радиоактивных материалов. Также сборки не выдерживают температурного режима внутри реактора, а перекрывающая все это решетка деформируется от перегрева, говорится в письме. Однако компания-производитель данного оборудования (американская Westinghouse) не принимала претензий и отказывалась от гарантийного обслуживания, аргументировав это тем, что украинские ядерщики сами виноваты в образовавшейся ржавчине, поскольку «неправильно установили сборки».
«Но это неправда! И бывший генеральный директор ЗАЭС Петр Котин, и назначенный вместо него и.о. директора Юрий Кульба говорят одно и то же – что тепловыделяющие сборки ООО «Вестингауз Электрик Компани» уже оплачены, а руководство НАЭК «Энергоатом» по неизвестным причинам не допускает возврата дефектных сборок производителю. Поэтому их следует использовать, несмотря на выявленные проблемы», — сообщает автор письма.
После обращений сотрудника АЭС в МАГАТЭ небольшие изменения все же произошли – в пресс-службе Запорожской АЭС внезапно сообщили, что энергоблок №4 будет остановлен на 125 дней для капитального ремонта. «Якобы это ранее запланированные работы», — говорит автор. Но энергоблок №4 уже проходил капитальный ремонт в 2019 году, ему нужна замена оборудования, а не капремонт, настаивает сотрудник АЭС.
Министерство Украины знало о неисправностях, а значит замена оборудования откладывалась по политическим соображениям
Национальная энергетическая компания «Укрэнерго» не проверяет исправность оборудования Запорожской АЭС, крупнейшей в Европе. Ответственность за энергетическую безопасность несет только руководство станции. Об этом государственное ведомство сообщало в своих отписках украинскому депутату Сергею Шахову.
Также оппонент ведомства сообщил, что специалисты ЗАЭС намеренно скрывают неисправности оборудования, а системы безопасности, которые должны срабатывать в такой момент, предварительно «подкручены» под нужные характеристики. На эти обвинения в «Укрэнерго» ответили, что не видят мотивов у руководства АЭС для подобных действий, да и перенастроить систему безопасности якобы невозможно.
«Если предположить террористические намерения, то такой путь не является эффективным, поскольку все действия фиксируются, в процессе задействовано много людей, применяется дублирование защитных функций и тому подобное. Условия, при которых может критически проявиться ложная настройка устройства РЗА, могут никогда не сложиться», — говорится в документе.
Однако украинские власти знали о неисправности оборудования, об этом говорится в документе Минэнерго Украины. Ведомство отчиталось об исправности блоков в мае 2020 (спустя 4 месяца после проверки МАГАТЭ).
В документе говорится, что на станции действительно сохраняется высокая вероятность возникновения катастрофы. Настороженность вызывали электрический и химический цеха. Что сделали украинский власти, чтобы предотвратить чрезвычайное событие?
Минэнерго Украины отчиталось: чтобы не допустить чрезвычайное событие, в энергетическом и химическом цехах просто-напросто поставили системы оповещения, которые должны сработать в случае чрезвычайного события, а также таблетки калия йодида для профилактики радиационного поражения щитовидной железы. Все. Никакой замены старого оборудования не проводилось.
При этом, согласно тому же документу, Киевом регулярно выделялись деньги для обеспечения безопасности на станции – в 2018 году украинское правительство подсобило предприятию 2,7 млн рублей (1 682, 660 тыс грн без НДС), в 2019 году – 4,9 млн рублей (3 014, 641 тыс грн без НДС), в 2020 – 3,3 млн рублей (2 009,462 тыс грн без НДС). То есть речь идет о грошах, которых хватало только на предупредительные системы, ведь на ремонт блоков необходимы миллиарды долларов, которых у Украины не было.
В том же отчете Минэнерго от мая 2020 года говорится, что лишь 2 из 6 блоков находятся в 100% исправном состоянии. Это те самые энергоблоки, в которых вырабатывается тепловая энергия, а затем она преобразуется в электрическую. Блок №3 на тот момент нуждался в капремонте из-за негерметичности генератора – то есть в любой момент из корпуса могла произойти утечка радиоактивного водорода, ведь именно в корпусе турбогенераторов и движутся частицы водорода. В капитальном ремонте нуждался и блок №4, пятый блок — «в среднем ремонте», а шестой – в текущем, в последний раз его ремонтировали в 2014 году.
Есть у Зеленского и партии власти и другие поводы закрывать глаза на еле сводящую концы с концами ЗАЭС. Дело в том, что атомная генерация энергии намного дешевле ТЭС. Разумнее бы отдать лидерство в обеспечении энергии АЭС, но откуда тогда брать деньги директору ДТЭК, украинскому олигарху Ринату Ахметову?
ДТЭК (Украинский ТЭС) генерирует две трети всей производимой на Украине энергии. Ахметов финансирует фракцию «Слуга народа» в Раде, формально является опорой Зеленского. Сам украинский президент, отдалившись от Коломойского и приняв строну Сороса и МВФ в спорах вокруг земельного закона и «Приватбанка», нуждается в поддержке Ахметова. Олигарху же атомная энергетика мешает зарабатывать.
Несмотря на то, что АЭС с марта контролируется русскими войсками, она продолжает работать на Киев, но только на 20% от всей мощности. Станция гонит электричество на Украину, находится под юридическим управлением Укрэнергоатома. Украина каждый день бомбит станцию, снаряды прицельно попадают в зону системы охлаждения. Если она выйдет из строя, а специалисты тут же не устранят повреждение, станция начнет перегреваться, что повышает риск катастрофы уже самого реактора.
У этих обстрелов на самом деле две расчетливые цели
Во-первых, обстреливая станцию, киевский режим рассчитывает скрыть от мирового сообщества реальное положение дел на ЗАЭС, которое вызовет большие вопросы к ответственным лицам, в первую очередь к Зеленскому.
Во-вторых, авария на ЗАЭС спровоцирует бурную реакцию экологического мирового сообщества против России, на которую обязательно повесят все грехи, как на якобы «страну-агрессора».
В Минобороны России считают, что Киев планирует осуществить очередной провокационный артобстрел станции 19 августа во время визита Генсека ООН Антониу Гутерреша на Украину. В это время представители ВГА Запорожской области уже разработали план эвакуации населения на случай аварии на ЗАЭС.
Энергетики сходятся во мнении, что разрушить атомную станцию невозможно – она относится к шести современным атомным станциям третьего поколения, которая сделана с очень глубокой эшелонированной защитой. Это одна из лучших советских атомных станций, которая всю жизнь показывала свою надежность.
Угрозу представляет отработанное топливо на территории электростанции – Украина хранит его в 200 бетонных пеналах-контейнерах без особой защиты, которые по технике безопасности там находиться не должны. При очередных прилетах есть вероятность попадания в контейнеры, и тогда в воздух попадут тяжелые фракции грязного топлива, излучающие радиацию. Есть огромная вероятность заражения. Прежде всего, конечно, пострадает персонал, который все еще обеспечивает работу двух из шести блоков.
Таким образом, в случае удара в определенное место станции произойдет радиоактивная утечка. Это приведет к экологической катастрофе регионального масштаба – загрязнению грунтовых вод Днепра и воздуха, рассказал заместитель руководителя департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
Но последствия могут быть тяжелыми в зависимости от масштабов этой утечки – радиоволна может пройти радиус до 845 км и накрыть Белгород, Курск, Брянск, Воронеж, Волгоград, и даже Смоленск. От Запорожской АЭС до Москвы 900-950 км.
Но опять же, радиус поражения зависит от направления ветра и климатических условий. Выбросы могут накрыть и восточную Европу – Болгарию, Словакию, Турцию. Или осесть на побережье Турции, Краснодарского края, Румынии. Устранение возможного чрезвычайного происшествия так же будет осложнено из-за ведения боевых действий, сказал Кондратьев.
Сокровища Запорожской АЭС
Прошедший Всемирный экономический форум в Давосе преподнес миру несколько интересных сюрпризов и связаны они, не поверите, с Украиной. Первым, кто вызвал истерику Зеленского — стал экс-госсекретарь США Генри Киссинджер — который посоветовал Киеву пойти на уступки России. И это было только началом конца для обиженного президента Украины.
Запад начинает потихоньку сливать Украину. Авторитетные лица из большой политики буквально противоречат позиции Киева приводя интересные и обидные факты. Масла в огонь подлил директор МАГАТЭ Мариано Гросси заявив 25 мая, что «не может спать по ночам», ведь на Запорожской АЭС остались «30 000 кг плутония и 40 000 кг обогащенного урана, которые могут быть использованы в нехороших целях».
Правда Гросси забыл, а скорее специально пропустил один крайне важный момент — Запорожская АЭС контролируется Вооруженными силами РФ, а значит — ее запасы будут использованы по самому непосредственному назначению — из них будут изготавливать топливо для АЭС и использовать для производства боеголовок. Во имя баланса ядерных сил на планете, конечно же.
Чтобы осознать объем приобретенного капитала, взглянем на официальные данные Министерства науки США — один грамм плутония они оценивают в $5000-11000 (в зависимости от типа). На Запорожской АЭС осталось 30 миллионов обогащенных грамм. Умножаем на среднюю стоимость, скажем $8000/грамм, и получаем = 240.000.000.000 баксов.
Еще раз: 240 миллиардов долларов только за плутоний! Это почти равноценно стоимости российских активов, которые заморозил Запад. Может быть, господин Гросси перепутал цифры? Нет, отчет до сих пор лежит на сайте МАГАТЭ. Нехилый кэшбэк для России, правда? Хоть продавать плутоний и запрещено, но ведь СКОЛЬКО благодаря этому сможет сэкономить наша атомная и военная индустрия…
Если вся российская атомная энергетика потребляет ~5500 тонн природного урана в год, то 40.000 обогащенного урана смогут питать наши АЭС десятилетиями! Однако, помимо этого, есть еще плутоний. На ядерную бомбу уходит от 6 до 10 кг реакторного плутония, т.е. по самым скромным подсчетам — России “подарили” 3.000 ядерных боеголовок!
Это больше, чем насчитывает арсенал всех стран мира вместе взятых, кроме США и России. Зачем же Украина делала такие огромные запасы? Если верить официальному Киеву, то ничего подобного там нет и все это — вранье. Но из двух зол — МАГАТЭ (со штаб-квартирой в Австрии) и правительство Украины — доверия к первому как-то побольше.
Получается, что Киев действительно хранил, разрабатывал, и скорее всего, планировал что-то сотворить с этими злосчастными 30.000 кг плутония и 40.000 кг урана. Причем оба элемента — обогащенные и находятся в своей «эволюции» — в одном полушаге от того, чтобы быть заряженными в ракеты «Точка-У», которые националисты не раз запускали по мирным городам Донбасса.
А помните, как официальные лица Украины еще в 2020-м призывали сбросить ядерное оружие на Москву и Петербург? Выходит, что и словами, и действиями Украина дала более, чем достаточный повод для того, чтобы объявить ей войну. Не говоря уже о неимоверно аккуратной (по меркам НАТО) — Специальной Военной Операции.