Низкие нефтяные цены стали ударом для всех добывающих стран, но наименее подготовленной оказалась Венесуэла, которая сейчас находится в опасной близости от дефолта. Венесуэла является особенно уязвимой для падения цен, поскольку ее экономика на 95% зависит от экспортной выручки за счет продажи энергоресурсов.
Даже когда цены были в два раза выше, чем сейчас, экономика страны сталкивалась с проблемами. Протесты, вспыхнувшие в Каракасе в феврале 2014 г., прошли при ценах на нефть выше $100 за баррель.
Но даже высокие цены на нефть не дали экономике нужного импульса. С поправкой на инфляцию сейчас ВВП Венесуэлы на душу населения на 2% ниже по сравнению с 1970 г.
Власти Венесуэлы, входящей в ОПЕК, прекрасно понимали все риски, когда цены на нефть начали снижаться
Понимали это и экономисты: Кармен Рейнхарт и Кеннет Рогофф предсказали, что Венесуэла, скорее всего, объявит дефолт по своим облигациям из-за падения цен на нефть.
И это было при ценах на нефть выше $80 за баррель Brent. С тех пор стоимость упала еще на 25% до $60 за баррель.
Стоимость кредитно-дефолтных свопов сейчас указывает на то, что рынок оценивается шанс дефолта в течение следующего года на уровне 61%.
Даже если в краткосрочной перспективе этого удастся избежать, в течение ближайших 5 лет шансы на дефолт достигают 90%. Аналитики, опрошенные Bloomberg, оценивают вероятность дефолта в 97% к концу 2015 г. При этом всего два месяца назад эксперты говорили о вероятности в 50%.
Проблемы и риски для Венесуэлы связаны с тем, что валютные резервы упали до опасно низкого уровня. Россия, например, вынуждена была продать около $80 млрд для предотвращения дальнейшей девальвации рубля, но у Центрального банка осталось порядка $400 млрд, а этого вполне достаточно для борьбы с возможными рисками.
У Венесуэлы, для сравнения, осталось всего $21 млрд, и это самый низкий уровень за последние годы.
Учитывая госдолг в районе 50% ВВП, нестабильную ситуацию в экономике и бюджетный дефицит в 16%, можно прийти к выводу, что страна находится в уязвимом положении.
Более того, правительство Николаса Мадуро быстро теряет поддержку внутри страны: уровень поддержки снизился до 24,5% в ноябре. Это может привести к экономической и политической нестабильности в 2015 г., так как в стране высока вероятность дефолта и серьезного политического кризиса.
Это оставляет властям страны очень мало места для маневра, а предотвратить дефолт практически невозможно. Стоимость облигаций упала до самого низкого уровня за последние 16 лет в середине декабря. Сейчас облигации Венесуэлы торгуются на уровне 40% от номинала.
Рейтинговое агентство Fitch понизило рейтинг страны до преддефолтного, за что президент Николас Мадуро обвинил его в «вульгарной, безнравственной блокаде».
Многие аналитики считают, что дефолт будет крайним средством, так как такой шаг принесет еще больше потерь
«Стоимость дефолта по-прежнему слишком высока, особенно в сравнении с выгодами такого шага, — считает аналитик Grantham Mayo Van Otterloo & Co. Карл Росс. – Инвесторы ожидают каких-либо позитивных политических шагов, которые позволят Венесуэле выкарабкаться».
Тем не менее Мадуро может все же решиться на дефолт, несмотря на слабые выгоды для Венесуэлы. Для самих граждан страны это окажется большим ударом, так как это будет означать неоплаченный импорт фармацевтической продукции, продовольственных товаров и неоплаченные счета авиакомпаний.
Дефолт может привести к сильнейшему экономическому спаду, который будет весьма длительным, а инфляция будет крайне высокой. Другими словами, Венесуэле в любом случае придется столкнуться с экономическим кризисом. В настоящее время вопрос состоит только в том, насколько сильным он будет.
Теоретически нефтяной экспорт Венесуэлы мог бы принести достаточно средств, чтобы расплатиться с иностранными кредиторами. В прошлом году страна заработала на нефти около $86 млрд. Но цены на углеводороды стремительно падают, а бюджетный дефицит достиг 17% ВВП. Правительство уже ввело контроль над ценами и карточную систему на дефицитные товары. Инфляция превысила 60%.
Согласно новому прогнозу МВФ венесуэльская экономика уменьшится на 3% в этом году и на 4% в 2015 г.
Именно поэтому Венесуэла, в качестве члена ОПЕК, продолжает давить на Саудовскую Аравию с целью сокращения добычи, чтобы цены начали расти. Но 21 декабря ОПЕК вновь сообщила, что не будет сокращать добычу, что почти разрушило все надежды Каракаса.