ГЕОПОЛИТИКА ИОАННА ПАВЛА II


Геополитика Иоанна Павла II 

СОДЕРЖАНИЕ

Одновременно с укреплением внутрицерковных позиций Ватикан поставил перед собой задачу добиться восстановления своего международного политического веса и влияния, и в первую очередь за счет укрепления позиций в странах Восточной Европы. Поскольку и для Ватикана, и для США эти государства превратились в главную арену геополитического противоборства с СССР, их стратегические интересы здесь полностью совпали.

Обе силы воплощали друг для друга соответствующий противовес коммунизму: Ватикан -идейный, а Вашингтон – военно-политический. В 1985 г. в своей статье в журнале «Трайелог», З.Бжезинский в связи с этим укажет: «Я считаю, что все, что делает Папа Иоанн Павел II, имеет первостепенное историческое значение. Необходимо покончить с расколом Европы и вернуть великую и бессмертную Россию в лоно христианского сообщества и рыночной экономики»14. Ту же определяющую роль понтифика выделил и М.Горбачев, заявивший в марте 1992 г. на страницах туринской газеты «Ьа 81атра»: «Теперь можно сказать, что все, что произошло в Восточной Европе в последние годы, было бы невозможно без папских громадных усилий и роли, которую он играет в политике на мировой арене. Я думаю, что очень значительные шаги, которые мы предприняли в нашей стране, имели значение в развитии отношений с Ватиканом. Папа Иоанн Павел II будет играть громадную политическую роль теперь, когда в европейской истории наступили глубокие перемены»15.

Взаимные интересы Ватикана и Вашингтона стали основой для соглашения, заключенного в августе 1982 г. между Рейганом и Иоанном Павлом II о совместных действиях в Польше в целях разрушения «коммунистического лагеря». Это соглашение, названное «священным союзом», было обнародовано в журнале «Тайм» журналистом Карлом Бернштайном, получившим информацию от верхов Ватикана и главных лиц американского истеблишмента. Как пишет Д.Калаич, разглашение этого пакта на «всю мировую деревню» имело целью показать всем католикам, что Ватикан на стороне нового мирового порядка, и предложить им следовать за понтификом16.

Католическая церковь в период неолиберальных 70-х — 80-х гг. ХХ века

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ПЕРИОД НЕОЛИБЕРАЛЬНЫХ 70-Х — 80-Х ГГ. ХХ ВЕКА

В формировании этого союза Опус Деи сыграл ключевую роль. Орден использовал свои связи с североамериканскими кланами итальянской мафии, а также близкие отношения личного секретаря Папы Станислава Дзивича17 с американскими членами Трехсторонней комиссии, и в первую очередь с З.Бжезинским, бывшим помощником Картера по национальной безопасности. Именно Збигнев Бжезинский и Йозеф Томко, глава Отдела пропаганды Ватикана, бывший тогда главой департамента папской контрразведки, разработали так называемую операцию «Отрытая книга», состоявшую в том, чтобы наводнить антикоммунистической литературой страны Восточной Европы и такие регионы Советского Союза, как Украина и Прибалтика. Координировали эту операцию ЦРУ и Священный Альянс (СА)18 через работавших на этих территориях священников.

После избрания президентом Рональда Рейгана, но еще до его вступления в должность между ним и Иоанном Павлом II установились отношения стратегического значения. Как писал исследователь Э.Лебек, «в первые годы правления Рейгана можно было наблюдать появление убежденных католиков на самых высоких постах, чего прежде в истории Соединенных Штатов никогда не было»19. Активную роль в сотрудничестве с Ватиканом играли глава ЦРУ У.Кейси и госсекретарь А.Хэйг, оба католики и рыцари Мальтийского ордена, называемого «вооруженной рукой» Ватикана, а также советник по национальной безопасности Ричард Ален, утверждавший позже, что «отношения с Ватиканом представляли собой один из самых больших тайных союзов во всей истории».

З.Бжезинский сохранил место связного между Белым домом и Священным Альянсом, который, будучи главным координатором действий западных спецслужб в странах Восточной Европы, превратился фактически в центр по проведению секретных операций в этих странах.

КТО ТАКОЙ ЗБИГНЕВ БЖЕЗИНСКИЙ. Андрей Фурсов

Представители администрации Рейгана позднее признавались, что по уровню информированности и анализа ситуации в Польше «святые отцы» опережали американских разведчиков и дипломатов. Помощник Рейгана по национальной безопасности Вильям Кларк, в частности, утверждал: «Информация Ватикана абсолютно превосходила нашу по качеству и быстроте практически во всех отношениях. Как-то в сложный момент, когда администрация колебалась, какие меры принять, представитель Папы в Вашингтоне Пио Лаги сказал Вернону Уолтерсу, заместителю директора ЦРУ20: “Слушайтесь святого отца. В этом деле мы имеем двухтысячелетний опыт”»21. С 1981 по 1988 год Уолтерс семь раз лично встречался с понтификом.

Это сотрудничество было связано с еще одним важным фактом. В январе 1983 года в Ватикане был принят новый католический кодекс канонического права, в котором уже отсутствовал действовавший 200 лет канон 2335, запрещавший католикам под страхом отлучения от церкви пребывание в масонских ложах22, что означало прекращение борьбы с масонством и облегчало поддержание связей прелатов с мафиозными кругами23. В том же году в апреле месяце Папа принял у себя членов Трехсторонней комиссии в полном составе (около 200 человек)24, а в 1984 г. между Ватиканом и Вашингтоном были установлены дипломатические отношения. В США открывается не менее полусотни центров Опус Деи, члены ордена появляются в Белом доме, в средних и высших эшелонах Пентагона, и с тех пор и до настоящего времени влияние ордена здесь не перестает расширяться.

Незаменимую роль сыграл Ватикан в качестве посредника и в налаживании контактов с советским руководством и в перестроечных процессах на Украине. В 1988 г. Горбачеву в Москве через кардинала Казароли было передано послание от Иоанна Павла II, после чего 1 декабря 1989 г. состоялась встреча между Горбачевым и Папой, в течение которой они 70 минут беседовали с глазу на глаз в личной библиотеке понтифика. По завершении беседы советская делегация отбыла на Мальту для встречи с Дж.Бушем-старшим.

После этой встречи начинается активизация деятельности католиков в Советском Союзе. В первую очередь легализуется деятельность униатов, которым были предоставлены значительные льготы в ущерб Русской православной церкви. В Западной Украине начинаются регулируемые из одного центра демонстрации униатов против православных, погромы и захваты их храмов, сопровождаемые избиением и надругательством над священниками и мирянами. В итоге на Галичине были разгромлены три православные епархии – Тернопольская, Ивано-Франковская и Львовская. В последней из 1 тысячи существовавших приходов осталось только 40. В 1990 г. произошел раскол в Украинской православной церкви Московского патриархата и образуются Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь. Восстанавливаются католические приходы на западных землях Украины и Белоруссии по состоянию на 1 сентября 1939 г. Через частные приглашения начался мощный заброс миссионеров, местные власти выделяют значительные бюджетные средства на восстановление храмов. Если в 1992 г. здесь было 92 католических прихода, то в 1996 г. – 651. Стали действовать 22 монастыря, 193 воскресные школы, две семинарии и Высший колледж св. Фомы при Киевском университете.

В 1991 году в России также были восстановлены иерархические структуры Католической церкви, переставшие существовать с конца 20 -х гг., и католики перешли к активной прозелитической деятельности

Если до революции в России существовало 150 католических приходов и 2 епархии (Могилевская и Тираспольская), то теперь – более 200 приходов и 4 епархии, объединенные в «церковную провинцию» Римско-католической церкви во главе с митрополитом. Это епархии на севере европейской части России с центром в Москве, на юге европейской части России с центром в Саратове, в западной Сибири с центром в Новосибирске и в Восточной Сибири с центром в Иркутске. Католическая церковь стала вести здесь широкую проповедническую и миссионерскую работу, отказываясь признавать эти епархии в качестве «канонической территории» православия. В 1992 году в России официально начало свою деятельность общество иезуитов, которое открыло свои филиалы в Новосибирске, Калининграде, Санкт-Петербурге и Москве.

В июне 2001 г. по приглашению тогдашнего президента Украины Л. Кучмы Папа впервые посетил независимую Украину с так называемым «государственным визитом», который состоялся вопреки многотысячным протестам православных верующих. В ходе него Папа не только побывал в Киеве и Львове, но и провел богослужения в этих городах, что явно выходило за рамки задекларированного властью «государственного визита».

Активное участие Ватикана в реализации планов Вашингтона призвано было «духовно» узаконить осуществлявшуюся в восточноевропейских странах смену власти. Как писал сербский исследователь Дра-гош Калаич, Папу побудило пойти на это состояние всеобщего упадка католицизма на Западе и «горькое сознание, что последние очаги, хранящие пламень католической веры, достойно горят лишь в странах Восточной Европы, прежде всего в Польше и Хорватии». Но тогда «он еще не подозревал, что, приняв участие в разрушении коммунистической Вавилонской башни, он тем самым открыл доступ к материалам для достройки другой, куда большей Вавилонской башни, называемой “новый мировой порядок”».

Экуменическая открытость и ее итоги

Укрепление международного влия- ния Ватикана сопровождалось расширением внешней открытости католицизма и активной интеграцией его в экуменическое движение, совершаемое с помощью «очищения исторической памяти», работавшей на «дело примирения» с другими религиями. Если II Ватиканский собор только наметил эту перестройку сознания, то Иоанн Павел II довел ее до логического конца. Имидж Ватикана-примирителя создавался в период перехода к заключительной стадии развала СССР, так что «теология морали» Иоанна Павла II служила прекрасным обоснованием необходимости перехода от конфронтации к диалогу между Востоком и Западом. В своем обобщающем докладе, который понтифик представил на заседании Европарламента 11 октября 1988 г., он заявил: «Времена наступили благоприятные: мир на Земле, сотрудничество между государствами, права человека, демократия – все это вошло в массовое сознание» .

Политика Иоанна Павла II отличалась нарочитой открытостью: в 1986 г. он обратился к представителям ведущих религий мира организовать «всемирный день молитвы за мир», выбрав для этого уникального события город Ассизу, куда прибыло около 60 делегаций христианских и нехристианских конфессий. В целях примирения понтифик предпринял невиданную кампанию по покаянию, заключавшуюся в признании ответственности и вины всего католического сообщества в различных сферах его деятельности в течение десяти последних веков, апогеем которой стал так называемый «экзамен совести», провозглашенный в 1994 г. Самокритичные высказывания Папой были сделаны в отношении Галилея, раскола церквей, инквизиции, крестовых походов, ответственности католиков за войны, за поведение в отношении американских индейцев и негров, за интегристов, за раскол с Востоком.

Одним из важных итогов политики «возведения мостов» стало сближение с лютеранами

Иоанн Павел II стал первым понтификом, посетившим лютеранскую церковь в Риме, где принял участие в экуменической «литургии мира». В 1999 г., в преддверии 2000-летия Рождества Христова, католики и лютеране подписали совместную декларацию, положившую конец богословским спорам по вопросу о том, как происходит оправдание христианина – только верой или верой и добрыми делами. Иоанн Павел II стал первым Папой, посетившим 13 апреля 1986 г. главную синагогу Рима (это был первый визит такого рода за всю историю католицизма), в которой состоялась его встреча и молитвенное общение с главным раввином доктором Елио Тоафом. А в ноябре того же года Папа произнес перед участниками Второго международного иудео-христианского диалога речь на тему «О значении спасения и искупления в иудейской и христианской традициях», в которой говорил о «взаимном ознакомлении с соответственным наследием в вере каждого из нас» и «о наших связях… в нашем понимании спасения». В 1993 году Ватикан совершил важный политический шаг, установив дипломатические отношения с Израилем, который до этого признавался лишь де факто. Поскольку из этого признания следовали важные богословские выводы, многие исследователи оценивали его как имеющее революционное значение.

При Иоанне Павле II было также положено начало диалогу с мусульманами, который проходит как в теоретической (доктринальной), так и в практической сферах. В практическом плане церковь «во искупление грехов крестовых походов и реконкисты» стала брать на себя роль посланницы ислама в Европе, проявляя инициативу или соглашаясь на реализацию проектов строительства мечетей, как это было, например, в Лионе, Мадриде и Риме. Но если в данной сфере диалог может развиваться, не ставя под вопрос основные доктринальные положения обеих религий, то в сфере теоретического поиска «нового измерения богословия» он заводит католицизм настолько далеко, что грань между философскими системами начинает просто стираться. Некоторые разделы классического богословия перестраиваются, Священное Писание перечитывается, допускается прочтение традиций одной культуры в свете традиций другой, что представляется как «состязание» христианства и ислама, которое должно привести к лучшему пониманию двух традиций.

Все это закладывало новое понимание апологетики, призванное изменить образ папства в глазах мирового сообщества, обновив и полностью вписав его в современную культуру терпимости и свободы25.

Однако при всей открытости данной политики в своей экуменической деятельности Ватикан последовательно преследует свой четкий интерес. Хотя ревизия истории коснулась и папства – понтифик признал ошибки Пап в разделении церквей, в их заявлениях относительно неприятия религиозной свободы и модернизма, – он никогда не позволял себе затрагивать главной причины всех отклонений в жизни западной церкви – положения о главенстве Папы и догмата о непогрешимости его учения ex cathedra. Очевидная двойственность в поведении Ватикана -готовность идти на уступки в вопросах, касающихся определенных положений христианского учения (идея Папы о «семенах Слова», содержащаяся, якобы, во всех религиях), и непреклонность в отстаивании прав римского понтифика – стала характерной для сотрудничества Католической церкви со Всемирным советом церквей. Посылая своих представителей в качестве «наблюдателей» на все экуменические ассамблеи, конференции и участвуя в совместных молитвах, Католическая церковь так и не вступила в ВСЦ. Председатель Отдела христианского единства в Ватикане кардинал Виллебранс в письме к генеральному секретарю ВСЦ от 4 июля 1983 г. объяснил это следующим образом: «Римско-католическая церковь в гораздо большей степени, чем другие церкви, считает свою структуру универсальной общности и универсальной миссии существенным элементом своей идентичности… Решение о ее присоединении к мировому сообществу церквей могло бы быть дурно истолковано. с позиции власти (авторитета) в Римско-католической церкви и способов ее осуществления»26.

Между тем главным следствием экуменической «открытости» Ватикана стала дальнейшая эрозия религиозного сознания европейцев. С переходом к глобализации, превратившей «общество всеобщего благоденствия» в «благоденствие для избранных», привычный образ жизни, устоявшиеся социальные связи стали разрушаться, а вместе с ними стали ломаться и прежние представления, и сам духовный строй личности, в результате чего процесс размывания традиционных религиозных ценностей принял угрожающий характер. Как заявил кардинал Ратцингер еще до избрания его Папой, «агрессивный секуляризм угрожает свободе вероисповедания в Европе, маргинализируя верующих. Мы отказались от христианской культуры в пользу агрессивного секуляризма с нетерпимыми чертами… Упоминание о Боге очень маргинализовано. В политической сфере кажется почти непристойным говорить о Боге, как будто это нарушает свободу тех, кто не верует»27. Наиболее показательным в этом отношении стал тот факт, что в процессе подготовки проекта конституции ЕС европейские чиновники не включили в него упоминание о христианских корнях Европы, ограничившись положением о культурном, религиозном и гуманистическом наследии Европы28.

Ослабление позиций Католической церкви выражается во многих показателях: это и сокращение числа ее приверженцев, и падение численности духовенства. Все больше размываются сами религиозные ценности, исчезает знание фундаментальных основ, на которых зиждется христианская вера. В итоге католицизм в Европе потерял значение силы, определяющей общепринятые нормы поведения и формирующей общественную систему ценностей. Как признавался сам Иоанн Павел II, «Иисус Христос, кажется, исчез из европейской жизни. Европейская культура производит впечатление некой молчаливой апостасии интеллектуалов, которые живут так, как если бы Бога не существовало». В условиях размывания традиционных понятий и ценностей, их неопределенности, утраты представления об истинной норме европейцы становятся все более подверженными влиянию чуждых религиозных культов, которые ведут себя крайне активно и наступательно. Речь идет как о традиционных восточных, так и новых псевдовосточных, псевдохристианских, антихристианских, неоязыческих учениях, большинство из которых носит оккультный характер. Для них характерно взаимопроникновение, смешение традиций, то есть синкретизм, который заменяет целостное, стройное мировоззрение.

Это означает переход плюрализма на иной уровень, превращение его уже в «глобальный религиозный рынок» или, как теперь пишут, «супермаркет спиритуальных товаров», при котором свободное предпринимательство проникает уже в сферу спасения, предлагая каждому на выбор любую религиозную или псевдорелигиозную идею. Предоставленный сам себе мирянин как потребитель выбирает то, что ему по душе, то, что подходит, формируя собственную систему ценностей. И здесь христианство сталкивается с сильнейшей конкуренцией, поскольку религия на этом «рынке» ценится не с точки зрения отстаиваемой ею истины, а с точки зрения того душевного и духовного комфорта, который она обеспечивает. Поэтому в наибольшей степени здесь преуспевает оккультизм, увлечение которым приобретает массовый характер.

Таков итог последовательного применения фундаментального принципа современной европейской культуры – принципа свободы совести, понимаемого как свобода выбора, утверждению которого способствовала и сама Католическая церковь.

15 Там же.

16 2G

17 Калаич Д. Договор с дьяволом. Трагедия современного Ватикана. URL: http: veruem.narod.ru/Tragedy Vaiticans.html.

18 Некоторые исследователи полагают, что епископ Дзивич, глава отдела Государственного секретариата, вступил в Опус Деи. Став позже архиепископом и кардиналом Кракова, он осуществлял общий контроль за служебной лестницей в Ватикане (См.: Terras Ch. Op. cit. P.1S).

Священный Альянс был создан в 15бб г. по приказанию Папы Пия V, и, хотя Ватикан никогда не признавал его существования, он представляет собой, по признанию некоторых исследователей, одну из лучших и самых эффективных спецслужб в мире.

19 Лебек Э. Тайная история дипломатии Ватикана. М.: Рипол Классик, 2004. С.232.

20 Вернон Уолтерс, рыцарь Мальтийского ордена, был тогда заместителем директора ЦРУ.

21 Куклы и кукловоды Папы Кароля. URL: http://www.zaistinu.ru/old/Ukraine/church/papadolls.shtml.

22 Rome et Frans-macons. Histoire d’un conflict. Paris: Berg International Éditeurs, 1996. P.21—22.

23 В октябре 1983 г. итальянский журнал «Oggi» напечатал в номере, который чуть не подвергся конфискации, скандальную фотографию, на которой Папа Иоанн Павел II присутствует на масонском банкете: он включен со скрещенными руками в «братскую цепь», образуемую гостями-масонами вокруг банкетного стола (См.: Иеромонах Савва (Янич). Вероотступничество. М.: Русская идея, 2004).

24 VanHelsing J. Sociétés secretes. URL: http://freeflight.cockit.be/car11/ext18.html.

25 

26 Accattoli L. Quand le pape demande pardon. Paris: Albin Michel, 1997. P. 19—20. Архим. Серафим (Алексиев), Архим. Сергий (Язаджиев). Ожидание новых «мессианских времен» //Православие или смерть. №5. С.18.

27 В Европе упоминание о Боге считается маргинальным // Седмица: Православные новости за неделю, 176 выпуск рассылки. URL: www.sedmica.ortodoxy.ru / 176-26-11-04.php.

28 Конституция Европейского Союза: Договор, устанавливающий Конституцию для Европы (с комментарием). М.:ИНФРА-М, 2005. С.93-94.

СОДЕРЖАНИЕ




Loading...


Похожее ...

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>