С точки зрения экономического роста не имеет значения, составляет ли население Земли 7,5 млн человек или 7,5 млрд… Важна лишь динамика экономически активного населения, т.е. изменение структуры потребителей и работников.
Экономический рост (или способность потреблять больше не производят больше) – это ежегодный прирост населения за счет людей с доходами, сбережениями и доступом к кредитам (или к государственными программам социального обеспечения). Вот в чем суть нынешней торговой войны и почему она только начинается. Сначала это была борьба с замедлением роста… Но теперь речь идет о сокращении количества потребителей.
Нигде это снижение потенциальных потребителей не является более острым, чем в Восточной Азии (Китай, Япония, Северная и Южная Корея, Тайвань, а также некоторые другие менее значимые в этом плане страны). На приведенной ниже диаграмме показано общее население Восточной Азии в возрасте до 60 лет (синяя линия) и его ежегодное изменение в красных столбцах. Пик роста численности населения в возрасте до 60 лет (потребительская база) был достигнут еще в 1969 году, ежегодно добавляя 22 млн потенциальных потребителей.
Относительно недавно, в 1988 году, «эхо» того пика прибавляло 19 млн в год, но замедление роста с 1988 года стало неуклонным. Затем в 2009 году оно привело к снижению, которое продолжится неопределенное время. То, что началось как мягкий спад, вот-вот превратится во все более и более бурное волнение. К 2030 году соотношение населения моложе 60 лет/старше 60 лет будет на 9% меньше, чем сейчас. Внутренний потребительский рынок Восточной Азии рушится в режиме реального времени, а зависимость от экспорта больше, чем когда-либо.
На графике ниже показано общее мировое население в возрасте 0-65 лет (минус Африка и Индия – синяя линия) и ежегодное изменение этой численности в красных столбцах.
Почему исключена Африка и Индия?
Поскольку они, представляя почти весь глобальный прирост населения, потребляют менее 10% мирового экспорта, не имея достаточных доходов, сбережений или доступа к кредитам для потребления по сравнению с остальным миром.
Данный показатель достиг максимума в 1988 году, ежегодно добавляя 52 млн основных потребителей. Тем не менее, ежегодный прирост этого населения замедлился на 2/3 до «каких-то» 17 млн в 2018 году. До 2030 года общее количество людей моложе 65 лет достигнет пика и начнет сокращаться.
Проще говоря, Запад и Восток борются за ускоренно сокращающийся пирог. Конечно, отдельные компании будут работать лучше, чем остальные… Но на макроэкономическом уровне глобальный спрос будет падать на протяжении неопределенного периода, несмотря на долговые программы и схемы монетизации, которые могут реализовывать федеральные правительства и центральные банки.
С точки зрения повышения стоимости активов рассмотрим замедление (и скорое снижение) потребительской популяции против ускорения роста стоимости активов. На следующем графике показан тот же годовой прирост населения в возрасте до 65 лет (синие столбцы, за вычетом показателей Африки и Индии) по сравнению с быстро растущим индексом Wilshire 5000 (все публично торгуемые акции США, желтая линия) и глобальным долгом (красная линия).
Затем рассмотрим замедляющийся ежегодный глобальный рост населения (красная линия в процентах от общей численности населения, минус Африка и Индия) по сравнению с предполагаемым неограниченным ростом активов на 7,5% в год (синяя линия показывает, что Wilshire 5000 постоянно растет на 7,5%) и быстро замедляющимся увеличением количества потребителей. Очевидно, что ожидаемое повышение стоимости активов связано с ростом задолженности и монетизации, а не с естественным экономическим ростом.
И, наконец, взглянем на ситуацию в США
На приведенном ниже графике показан быстрое замедление ежегодного роста населения США в возрасте до 65 лет в % от общей численности населения (черная линия), улетающий ввысь индекс Wilshire 5000 (заштрихованная красная область), фактическое и ожидаемое повышение на 7,5% рынка акций США с 1970 по 2025 год (пунктирная желтая линия) и общий располагаемый личный доход, отражающий фактическую экономику (синяя линия).
Становится очевидным, что монетарные меры и погоня за красивыми экономическими показателями отодвинули на задний план главную проблему современной экономики – стареющее население, которое снижает производственные и потребительские характеристики всей человеческой популяции.
Решение данной проблемы – очень сложная и долгосрочная задача
Вместо этого государственные деятели пытаются залатать дыры в собственной экономике, отрывая «заплатки» у своих торговых партнеров. К сожалению, тем самым мы лишь быстрее приближаемся к болезненной расплате за десятилетия непонимания всей серьезности глобальной демографической проблемы.