Российское руководство часто жалуется на несправедливость, прося равноправного и взаимовыгодного партнерства, основанного на обоюдном уважении интересов, одновременно призывая к миру и дипломатии. В действительности, дипломатия и поиск диалога – не более, чем прикрытие нежелания российского руководства действовать и как то решать насущные проблемы. Фактически, дипломатия в контексте текущей геополитической ситуации это политкорректное название политического паралича.
Дипломатии не существует – это фейк, обман
Дипломатия и уважение обоюдных интересов допустимы в условиях стратегического баланса, когда существуют две равные по силе стороны, каждая из которых может предъявить решающий аргумент, который приведет к негативному раскачиванию центр-силы, нанося инициатору агрессии непоправимый урон. Ведь никто не занимается дипломатией и уважением интересов с дикарями из Африки и Ближнего Востока, не так ли? Дипломатическое решение конфликтов было возможно между СССР и США.
Ведь США, также как и СССР имели более, чем достаточно рычагов давления и сдерживания на целый спектр процессов и явлений. Проще говоря, действия США против СССР могли бы привести к ответной реакции СССР такой силы по целому ряду управляемых факторов и процессов (от экономических до военных), что обесценили бы любую потенциальную выгоду от агрессии . Аналогично и с другой стороны. Таким образом, противостояние хоть и было, но концентрировалось на периферии сферы влияния, не затрагивая жизненно-важные области.
В нынешних условиях дипломатия возможна между США и Китаем, учитывая невероятную экономическую мощь Китая и возросшее влияние, как в азиатском регионе, так и во всем мире.
Возможно ли дипломатическое решение важнейших геополитических вопросов между США и Россией?
Разумеется, нет. В рамках геостратегического баланса мнение России для США не представляет никакой роли в виду того, что Россия не имеет ни одного рычага внешнего управления. Вообще ни одного.
Россия утиралась и сдавала свои национальные интересы за последние 25 лет везде, где это только возможно. В начале 21 века мы капитулировали с собственных военных баз на Кубе и Вьетнаме, мотивируя это тем, что
Содержание баз слишком дорого и нам не до внешних баз. Мы больше не имеем врагов, а имеем только друзей и партнеров, тем самым содержание баз бессмысленно.
Размышления категориями мирового порядка и сферами влияния – это рудимент советской эпохи времен Холодной войны. Теперь глобализация, дипломатия и уважение обоюдных интересов. Мы сдавали свои интересы и предавали союзников в Северной Африке и на Ближнем Востоке, упустив все важнейшие опорные пункты в Средиземном море и Аравийском море. Ирак, Ливия, Йемен и почти полностью Сирия. Существенно снизили влияние свое в Алжире, Тунисе и Египте.
Но и в странах СНГ далеко не так все хорошо
Одним из важнейших элементов системы противоракетной обороны СССР была Габалинская РЛС в Азербайджане. В 2013 году Россию оттуда вышвырнули. Мы имели присутствие в Грузии, но еще в 90-х Россию оттуда выгнали. Как противовес американской агрессии в Грузии против России были созданы Южная Осетия и Абхазия (там же есть военные базы).
Россия сохраняет присутствие в:
— Белоруссии (Радиотехнический узел РЛС Ганцевичи и 43 й узел связи в Вилейке)
— Казахстане (космодром «Байконур», полигон «Капустин Яр», 20-я отдельная испытательная станция и два измерительных пункта (ИП-8 и ИП-16), полигон «Сары-Шаган», полигон «Эмба», объект «Балхаш-9», авиаполк в Костонае)
— Армении (102 российская военная база с акцентом на системы ПВО)
— Киргизии (авиабаза «Кант», узел связи под Спартаком, испытательная база под Кой-Саром)
— Таджикистане (201 сухопутная военная база под Душамбе)
Но мы потеряли Украину и полностью потеряли влияние на страны Балтии, не говоря уже про Восточную Европу и тем более Западную Европу. А ведь 25 лет назад СССР имел почти пол миллиона человек на базе в ГДР. А сейчас ноль…
Россия не имеет ни политических, ни экономических, ни финансовых рычагов влияния на важные для нас регионы в Восточной и Западной Европе, в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
Мы не имеем возможности создать пул союзников, которые бы выступали единым фронтом против внешней агрессии так, как это делают США, фактически принуждая 30 стран Европы ополчиться против России, что противоречит национальным интересам европейских стран.
США руководствуются своими экономическими, финансовыми, политическими и геостратегическими интересами, которые на фундаментальном уровне расходятся с интересами России, тем самым любой компромисс возможен только в условиях, когда влияние России будет достаточным, чтобы дальнейшая экспансия США несла бы для США чрезмерные издержки. Понятна логика? Сдержать экспансию США можно только при условии, что экспансия перестанет быть выгодной для США, когда издержки превысят потенциальный профит.
Но этого невозможно добиться за столом переговоров. После приезда Керри в Россию многие писали, что мол США поняли, что Россию силой не взять, дали задний ход и решили мириться. Глупость феноменальная на уровне клинического идиотизма.
США имеют садистские наклонности, при этом исключительно рациональны и дальновидны. Отступление США не всегда является отступлением.
Для США необходимы:
— контроль, возможность управлять, дергать на нитки (раз);
— перехваченная инициатива, чтобы темп и направление конфликта или хаоса создавали США;
— иллюзия возможности договориться с США.
Имея эти три атрибута, США могут модерировать интенсивность конфликта и в нужный момент, либо наращивая темп, либо наоборот приглушая.
Так вот в рамках «минских соглашений» поддержка этих соглашений от США дает американцам:
1. Возможность перегруппировать и вооружить ВСУ, создав необходимые наступательские возможности ВСУ, чтобы утопить Донбасс в крови (для этого необходимо время, за 3 месяца невозможно интегрировать ЦРУ в СБУ и армию с нуля построить)
2. Перехватить инициативу, заблокировав Кремлю любой намек на расширение сферы влияния. Теперь интенсивность конфликта задается напрямую из США.
3. Создать иллюзию, что США за мир и готовы к диалогу. Создав иллюзию переговорного процесса, США вынуждает своих жертв идти на уступки, компромиссы, которые выгодны США. Например, отказ России от Сирии в обмен на снижение напряжения на Украине.
Садистские наклонности США в том, что американцы ловят своих жертв на крючок, имея полный контроль над ситуацией, и заставляют жертв мучиться, отступать, сдавать свои интересы и так далее. США, задавая темп конфликта, как бы могут то сживать удавку на шее, то разжимать, смотря на то, как жертва страдает.
Только полный идиот может считать, что встав в коленно-локтевую позу перед США, можно добиться успеха. США уважает и принимает только силу.
США, как акула, почувствовав кровопускание, страх, добивает свою жертву без угрызения совести, руководствуясь своими интересами (подчеркиваю это). Исключительно рациональный и прагматичный подход. Сильный пожирает слабого и никак иначе.
Концепт внешней политики России заключается в том, чтобы прогнуться под доминирующей стороной, смиренно терпя истязания, надеясь, что доминант пощадит. Россия несколькими годами ранее даже пошла на уступки Израилю и США, заблокировав уже подписанный контракт на поставки систем ПРО и ПВО в Иран. С целью, что если прогнуться, утереться, то можно стать как бы рукопожатным, и быть может США таки простит России, не будет слишком агрессивно пинать ногами. Как видно, не помогло.
Ирония в том, что Россия даже не может забрать то, что ей принадлежит, и то, за что Россия заплатила (Мистрали), а США забираются то, что им НЕ принадлежит, не спрашивая никого!
Можно заметить еще две, на мой взгляд, крайне парадоксальные особенности
Первое. Украинский конфликт развивается весьма странно. Количество жертв среди русскоязычного населения ДНР и ЛНР прямо пропорционально ширине улыбки Кремля и крепости рукопожатия. Т.е, чем больше жертв, тем Кремль больше улыбается, крепче жмет руку украинским партнерам и тем более щадящая тональность в федеральных СМИ. Сравните с истерикой по хунте в феврале-апреле 2014. Я долго думал над этим, но никак не могу объяснить такой дьявольский парадокс.
Второе. Чем больше дружеских жестов со стороны России в сторону Киева и США – тем более агрессивный Киев по отношению России. Например, со стороны России скидки на газ, энергоносители по внутри-российским ценам, отсрочки платежей, дипломатическая поддержка хунты, готовность к диалогу, готовность сдать Новороссию и так далее. Со стороны хунты: демонстративный закон по героизации нацистских и фашистских движений, запрет на историю, запрет на социализм, коммунизм, ужесточение диктатуры, цензуры, продолжение обстрелов прифронтовой зоны, генерация русофобии на новом уровне, агрессивные выпады в сторону России. Здесь все понятно.
Ничего не удивительно. С чего бы это США (и Киеву, представлявшего интересы США) уважать тех, кто в коленно-локтевой позе просит пощады? Логично, что испуганную жертву будут добивать?
После того, как США запретили российским чиновникам совершать шопинг в Милане, Кремль как будто парализовало. Россия после феерической и во всех смыслах гениальной операции по Крыму упустила инициативу и вместо того, чтобы с Януковичем создать легальный оплот сопротивления, сорвав выборы хунты 25 мая 2014, все пошло несколько иначе. Да, Янукович кадр еще тот и никак не тянет на лидера нации, считаемый многими трусом, вором и предателем. Однако, Янукович, будучи легитимным президентом и оставшиеся на Украине в феврале 2014, мог бы сорвать выборы порошенко. И уже потом, расширив влияние до Большой Новороссии можно было бы избрать лидера нации, который поддерживался народом.
Однако, в мае 2014 (год назад) Кремль отказался от проекта большой Новороссии (Донецк и Луганск в административных границах + Харьков + Запорожье + Днепропетровск + Херсон+ Николаев+ Одесса). А ведь в мае вообще не было санкций, кроме визовых ограничений и исключения из рукопожатных клубов, типа G8.
В сентябре 2014 отказались от проекта малой Новороссии (Донецк и Луганск в административных границах).
В феврале 2015 отказались даже от ДНР и ЛНР. Настроения среди российского олигархата таковы, что «а на хера нам проблемы на голову, пусть геополитикой занимаются США, а нам бы деньги сохранить». Слили бы ДНР и ЛНР сейчас, но поддержка народа столь высока, что слив может обернуться необратимыми последствиями для Кремля.
ИГОРЬ ГИРКИН (СТРЕЛКОВ): ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС УКРАИНЫ и РОССИИ
В итоге, имеем то, что имеем
Разрушенный войной регион без каких либо перспектив и полный провал российской внешней политики. Принимая позу страуса, находясь в параличе и страхе, высказывая дежурную «особую озабоченность», невозможно добиться успеха. Будут бить, причем больно и сильно со всех сторон.
США организовали бунт в Македонии, чтобы сорвать «турецкий поток». США укалывают даже в казалось бы неожиданных местах, пытаясь сорвать чемпионат мира по футболу 2018 через антикоррупционную кампанию в ФИФА. А это только начало. Все козыри не положены на стол. Есть еще Приднестровье. Об этом подробнее позже.
Россия, пытаясь заморозить конфликт, пытаясь замириться с «партнерами» и найти точки соприкосновения, добивается прямо противоположного результата. В итоге все равно бьют, а ставки возрастают с каждым днем.
Важно понимать следующее — мирного решения украинской проблемы нет и быть не может. Возможен и эффективен только силовой вариант. Если весной 2014 подавить хунту можно было бы бескоровно, то с каждым днем цена решения украинской проблемы возрастает в геометрической прогрессии. Точка необратимости близка. Худший из возможных сценариев – это открытая война между Украиной и Россией. Уязвимость в том, что российская армия может в течение месяца военным путем захватить Украину, но не сможет ее удержать, не владея умами и сердцами украинцев.
США проработали такой сценарий и приготовили для Россию ловушку – Афган 2 в лице Украины, но с катастрофическими последствиями
Это тысячи неругярных радикальных националистических формирований, которые готовятся и будут готовиться силами НАТО в Западной Украине с целью партизанской войны при условии вторжения России. Если регулярные части подавить можно, то нерегулярные очень сложно, что доказывают конфликты на Ближнем Востоке. Это ловушка.
Вот, что значит упустить окно возможностей весной прошлого года и вот, что значит не иметь внешней политики, когда враг, фактически, подобрался к парадному входу. Ситуация такова, что если ничего не делать, ожидая, что все само рассосется – это пусть в пропасть. Если же подавлять военной силой, то есть шанс получить Афган 2 в значительно более худшем виде. Но правда в том, что мирный вариант невозможен, только ликвидация очага русофобии и никак иначе.
Пока Россия сосредотачивается, грозно молчит или высказывает «особую озабоченность», США создают новые провокации, очаги напряженности и очередные проблемы. Инициатива устрачена и теперь правила игры задаются США.