Президент России объявил о приостановлении действия договора СНВ-3 и как стало понятно из разъяснений минитерства МИДа — это касается инспекций ядерных боеприпасов. Также Путин упомянул, что в США истекают сроки годности ядерных боеприпасов. В этом году официальные лица США неоднократно настаивали на переговорах с Россией по ситуации вокруг действующего Договора по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).
Дело в том, что Россия приостановила инспекции своих ядерных вооружений американскими специалистами ещё в 2020 году из-за пандемии. Однако, несмотря на обвинения нас в нарушении условий СНВ-3, американцы очень хотят дальнейшего сотрудничества.
В начале февраля на площадке американской ассоциации по контролю над вооружениями, где присутствовали российские эксперты посредством видеосвязи, американская сторона призвала к немедленному началу переговоров уже по новому договору СНВ-4, так как срок действия предыдущего истекает в 2026 году. Конечно же, пацифизм американцев тут не при чем, они боятся сильного отставания в гонке ядерных вооружений, если таковая все таки начнется.
Массовое производство ядерных боеголовок в США было приостановлено в 1989 году
Тогда на завод Роки Флэтс в штате Колорадо нагрянуло ФБР. Утечки и загрязнение радиоактивными материалами близлежащей территории на этом заводе фиксировались ещё в 1960-х годах, в том числе и крупный пожар, на ликвидацию последствий которого ушло два года. Из-за нарушений на заводе, в 1989 году в санитарный водосборник города попала хромовая кислота. ФБР начало собственное расследование, которое закончилось в 1992 году признанием эксплуатанта — фирмы Rockwell виновной в 10 экологических преступлениях и самым крупным штрафом на тот момент за экологические преступления в $18,5 млн.
В том же году завод был закрыт, масштаб загрязнений был настолько огромен, что пришлось снести более 800 строений, переместить более 21 тонны радиоактивных материалов, вывезти более 1,3 миллиона кубометров отходов и переработать более 72 миллионов литров воды. Процесс очистки завершился только в 2005 году, обошелся в $7 млрд, превратив бывшую территорию завода в заповедник дикой природы.
На текущий момент, у США осталась всего одна лаборатория в Лос-Аламосе, где можно проводить манипуляции с ядерными боезарядами. С 2007 по 2011 год там было произведено в общей сложности 29 модернизаций ядерных боеголовок для ракет, запускаемых с подводных лодок, а с 2013 года вообще все работы были приостановлены из-за несоблюдения правил работы с радиоактивными материалами.
УРАН-235 — АХИЛЛЕСОВА ПЯТА США
В 2021 году работы были возобновлены и в июне того же года Национальное управление по ядерной безопасности (NNSA) объявило, что успешно завершило первую модернизацию боеголовок для ракет, носителями которых являются подводные лодки, правда с опозданием на год и превышением бюджета на несколько сотен миллионов долларов.
Суть модернизации заключалась в том, что к ядерному заряду 1988 года выпуска был установлен новый электронный взрыватель, предохранитель и бризантное вещество для активации заряда. По оценкам NNSA, общие затраты на программу модернизации составят $2,8 млрд до 2026 года.
Количество зарядов, подпадающих под модернизацию, в открытых источниках, не указано. Однако было оговорено, что модернизация коснется всей ядерной триады, так в 2022 году должна была быть проведена модернизация авиабомб, на 2025 год запланирована модернизация ядерных боеголовок для крылатых ракет, а в 2030 году — для межконтинентальных ракет шахтного базирования.
Согласно бюллетеню ученых-атомщиков, в США имеется около 3800 ядерных боеголовок, возраст которых составляет от 30 до 40 лет. Американские ученые неоднократно проводили исследования долговечности имеющихся ядерных боеприпасов. В 2003 году, после проведенных исследований, NNSA давало оценку минимального срока службы ядерных зарядов в течении 45 лет с момента изготовления. В статье 2012 года Ливерморской национальной лаборатории указано, что плутониевый заряд может сохранять боевые свойства и в течении 150 лет. Однако, эти выводы не были признаны окончательными и NNSA в 2020 году была создана десятилетняя исследовательская программа для установления характера старения плутониевых ядерных боезарядов.
В 2019 году, по инициативе администрации президента США Дональда Трампа, NNSA было поручено возобновить производство ядерных боеприпасов до 80 штук к 2030 году. Тогда в пресс-релизе организации было указано, что она восстановит такое производство «в связи со старением плутониевых зарядов и необходимостью модернизации ядерного арсенала, так как в течение почти трех десятилетий США не имели возможности производить боезаряды в количествах, необходимых для накопления запасов ядерного оружия».
В отчете Института оборонного анализа за 2019 год, некоммерческой организации, управляющей несколькими финансируемыми из федерального бюджета исследовательскими и опытно-конструкторскими бюро, эти планы NNSA изначально были названы не реализуемыми. Реальное завершение такого проекта потребовало бы куда больше денег и времени.
Первым новым местом для производства ядерных боеприпасов был выбран недостроенный завод под МОКС-топливо в Саванна-Ривер штата Южная Каролина. Этот завод строили с 2007 года, в рамках российско-американского соглашения об утилизации плутония, но проект на $4,8 млрд был остановлен в 2018 году потому, что потребовал дополнительных $13 млрд и на 32 года отстал от графика. Хотя по плану завод был готов на 70%, но на окончание строительства, исправление выявленных конструкторских недостатков и поддержание функциональности потребовалось бы от $30 до $50 млрд, как выяснилось на заседании подкомитета по стратегическим силам Конгресса США. Тут следует заметить, что Россия построила такой завод с реактором БН-800 для МОКС-топлива в г.Железногорске за 5 лет, пуск был осуществлен в 2015 году.
Второй завод под производство ядерных боеприпасов будет являться расширенной частью уже существующей лаборатории в Лос-Аламосе. Однако, новые здания потребуют дополнительной сейсмической защиты, как оказалось, эта территория тектонически неустойчива. Строители первой сверхсекретной ядерной лаборатории в США не учли этот важный момент.
Та же американская ассоциация по контролю над вооружениями в июне 2020 года указала, что расширение лаборатории в Лос-Аламосе не лучший вариант, так как различные нарушения безопасности обращения с радиоактивными материалами там фиксировались регулярно. Так в радиологической лаборатории, построенной в 2010 году за один миллиард долларов, в 2019 году произошла утечка, связанная с конструктивным недостатком системы трубопроводов. Конечно, это можно было бы посчитать за шутку, но указывается, что лаборатории не хватает квалифицированного персонала, «который знал бы, как обращаться с плутонием, чтобы он случайно не набрал критической массы и не запустил неконтролируемую цепную реакцию«.
Первоначально NNSA должна была разработать подробную смету затрат и график производства новых ядерных боеприпасов уже в сентябре 2025 года, с запуском экспериментальной производственной линии в 2024 году. К 2026 году в Лос-Аламосе должны были выйти на производство не менее 30 ядерных зарядов в год, а в Саванна-Ривер — не менее 50 к 2036 году.
Однако, в январе 2023 года Управление государственной отчетности, оценивая стоимость заводов в 30 миллиардов долларов, сообщило, что NNSA не укладывается в установленные сроки и смета проекта постоянно увеличивается. 8 февраля заместитель министра энергетики США, отвечающая за ядерную безопасность Джилл Хруби призналась, что планы по производству новых ядерных боеприпасов к 2030 году недостижимы. «Необходимы новые производственные мощности и инновации, поскольку мы заменяем все больше и больше компонентов», — сказала она.
14 февраля Джилл Хруби, выступая в качестве представителя NNSA на ежегодном саммите по ядерному сдерживанию, заявила о сложной ядерной обстановке в мире в связи с началом Россией СВО на Украине. Поэтому, сегодняшний момент требует от США активной деятельности и способности адаптироваться к быстро меняющимся обстоятельствам. Ещё нужно учитывать, что Китай быстро развивает свою ядерную программу и собирается увеличить количество ядерных зарядов с 400, на текущий момент, до 1500 единиц к 2035 году.
Однако, отрасль испытывает трудности, так как фокус NNSA был смещен от производства лишь к обслуживанию ядерного арсенала «многие наши производственные мощности атрофировались, устарели или полностью исчезли за последние тридцать лет»— сказала Джилл Хруби. «Текущая международная обстановка и растущий возраст запасов нашего ядерного оружия делают ситуацию неустойчивой.»
В прошлом США максимально расширили ядерную инфраструктуру, а когда холодная война закончилась, «остались большие и старые здания, загрязненная окружающая среда и проблема возобновления производства с нуля критически важных элементов, таких как плутониевые ядерные заряды.» — пояснила Джилл Хруби.
Этот процесс связан с серьезными проблемами, к которым чиновник NNSA отнесла нехватку рабочей силы. В 2022 году увольнение персонала превысили обычный показатель на 10%. Около 16% служащих NNSA имеют право выйти на пенсию уже сейчас, и ожидается, что к середине десятилетия это число вырастет примерно до 36%. «Уход опытных старших сотрудников, некоторые из которых занимали сразу несколько должностей на предприятии, означает потерю институциональной памяти, технических навыков и лидерских способностей» — сказала она. Кроме того, проблемы с цепочками поставок и увеличившаяся инфляция уже привели к срыву графика и увеличению затрат на текущие инфраструктурные проекты.
Джилл Хруби отчиталась, что за прошлые два года впервые удалось произвести модернизацию ядерной боеголовки для ракеты морского базирования и авиабомбы, и обе программы идут в соответствии с графиком Министерства обороны. Продолжаются разработки над вариантами модернизации ядерной боеголовки для крылатых ракет, а для межконтинентальных баллистических ракет проект модернизации находится на ранней стадии проектирования.
У РОССИИ КОНТРОЛЬНЫЙ ПАКЕТ В ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ
Вполне очевидно, что сейчас США оказались в хоть и не критическом, но довольно трудном положении
Согласно бюллетеня американских ученых-атомщиков «Ядерные силы США — 2020 год» их арсенал содержал около 5800 боезарядов. Из них 1750 были на боевом дежурстве, 2050 Пентагон держал в резерве, а примерно 2000 проходили списание. Однако есть и другие данные, так в конце 2019 года Питер Фанта, заместитель помощника министра обороны США по ядерным вопросам заявил, что ядерный арсенал Америки составляет чуть менее 4000 боезарядов.
Тем не менее, согласно бюллетеню ученых-атомщиков, 3800 американских ядерных боеголовок были произведены от 30 до 40 лет тому назад, а NNSA установила минимальный срок службы ядерных зарядов в 45 лет. Конечно, они сейчас работают над вопросом продления срока службы, однако, если бы у них была полная уверенность в успехе, они бы не создавали десятилетнюю программу исследования этого вопроса.
Получается, что в ближайшие несколько лет значительная часть ядерного арсенала США может оказаться не боеспособной и именно поэтому, NNSA хочет построить заводы по выпуску новых ядерных зарядов, но признается, что это им придется делать «с нуля», ещё и в условиях снижения квалификации рабочей силы. Учитывая скептицизм в таких планах даже у американских экспертов и безуспешную попытку строительства завода под МОКС-топливо, можно говорить о том, что США не готовы к новой гонке ядерных вооружений, если таковая начнется.
Именно поэтому, американская ассоциация по контролю над вооружениями так упорно настаивает на переговорах с Россией по договору СНВ-4, где ограничения и инспекции были бы распространены не только на ядерные заряды, находящиеся на боевом дежурстве стратегических сил, но и на тактические ядерные боеприпасы и заряды, которые находятся на хранении.