Версия о том, что во всех провалах ближневосточной политики США виновата разведка – недосмотрела, дескать, недооценила и недоинформировала, которую предложил Америке и всему остальному миру Барак Обама, внешне выглядит вполне правдоподобно. Однако…
В силу своей правдоподобности «жесткая критика» американского президента официально подчиненных ему шпионских ведомств была дружно подхвачена средствами массовой информации. Журналисты тут же принялись поминать «рыцарям плаща и кинжала» все их провалы со времен Второй мировой войны.
Спектакль удался. Белому дому удалось слегка поправить свою репутацию. Американский истеблишмент вновь сумел скрыть от остального мира правду о собственных спецслужбах, правду о том, что разведывательное сообщество США давно уже превратилось в частную корпорацию, не подчиняющуюся американскому президенту и действующую исключительно в собственных интересах.
Эта правда стоит того, чтобы для ее сокрытия от собственного народа разыгрывался спектакль с участием самого президента. Иначе практичным американцам будет трудно объяснить, почему из бюджета страны ежегодно изымаются от 60 до 70 миллиардов долларов на нужды частной, по сути, корпорации. Повседневная деятельность ее состоит отнюдь не в защите «народа и конституции США», как записано в принимаемой служащими разведки присяге, а в реализации интересов узкой группы американской элиты.
Эта правда стоит того, чтобы скрывать ее от остального мира, поскольку тогда миф об Америке как о правовом и демократическом государстве будет разбит вдребезги.
Как разбито будет и «право» США выступать с осуждением «полицейских и тоталитарных режимов». А ведь этот миф, помимо прочего, играет серьезную роль в той подрывной информационно-психологической операции, которую Вашингтон почти полтора десятка лет ведет против Владимира Путина. «Выходец из советской спецслужбы, кровавой гэбни, которая никогда в своей деятельности не руководствовалась правом и общечеловеческой моралью», – вот набор характеристик, гуляющий в Вашингтоне.
Внешне все выглядит куда как благопристойно. Спецслужбы, входящие в «разведывательное сообщество США», официально в количестве семнадцати единиц, регулярно отчитываются перед американским конгрессом, где их периодически журят, а порою даже отказывают в дополнительных ассигнованиях. Директор Национальной разведки с 2005 года еженедельно является на доклад хозяину Белого дома, являющемуся его непосредственным начальником. С почтением информирует очередного обитателя Овального кабинета о том, «что в мире новенького», и откуда в настоящее время Америке грозит супостат.
Свои замечания подчиненному президент США может высказать как в личной беседе, так и публично. Ведь Америка – демократическая страна, здесь никто не застрахован от критики. Если и этого мало, разведку строго упрекнут в средствах массовой информации, а Голливуд на злобу дня смастерит очередной кассовый боевик о том, как отдельно взятые црушники решили нарушить «закон и порядок». Но усилиями честных американских граждан – полицейских, журналистов, военных (нужное подчеркнуть) – их преступные замыслы были сорваны, а виновные понесли заслуженное наказание, вплоть до физического уничтожения.
Все роли в этом вашингтонском политическом театре давно расписаны и выучены наизусть, меняются только исполнители. Спектакль играется давно, но в самих Штатах, вопреки периодически происходящим разоблачениям грязных операций разведки, в него продолжают верить. По той хотя бы причине, что режиссеры умело используют одну психологическую черту «американского характера»: для местного обывателя, в первую очередь, важно то, что происходит внутри страны, а что творится в остальном мире, на задворках «глобуса Америки» – дело десятое. И при таком подходе формальных поводов для недовольства собственными разведслужбами, по сути, нет. Поскольку, как заметил один американский журналист, «по всеобщему признанию, в списке угроз США после 11 сентября террористические атаки занимают место выше нападений акул, но ниже почти всего остального».
Американские спецслужбы убедили всех и внутри страны, и постарались убедить общественность за рубежом, что такой уровень безопасности в стране – исключительно результат их работы. А потому к периодически вспыхивающим скандалам, вроде историй с секретными тюрьмами ЦРУ, новостями о пытках в отношении подозреваемых в террористических замыслах лиц и разоблачениями того же Эдварда Сноудена в самих США относятся с философским безразличием.
«Да, наша разведка следит за всеми, да, террористов пытают и убивают без решения суда, – рассуждает американский обыватель. – Но если это помогает защитить мою жизнь и безопасность моей семьи, то почему бы и нет?».
Вот он, карт-бланш на то, что американские спецслужбы могут творить все, что угодно, лишь бы на территории, за обеспечение безопасности которой им платят из бюджета, все было шито-крыто. Ну а то, что они находятся под контролем и не слишком своевольничают, подтверждают спектакли с «публичными порками», которые им устраивали все американские президенты, начиная с периода после окончания Второй мировой.
История о том, как ЦРУ и примкнувшие к нему остальные члены разведывательного сообщества США добились полной автономии от официального Вашингтона и вышли из-под контроля американского правительства, став частной корпорацией, «государством в государстве» – чтиво увлекательное. Эта сага изобилует массой пикантных подробностей и драматических эпизодов, но слишком длинна для того, чтобы рассказать ее, пусть и в самом кратком изложении, в рамках одной статьи. Поэтому перейдем к заботам дня сегодняшнего: к фирменному стилю этой частной корпорации, то есть, производству фальшивок, с помощью которых мир сотрясают «атаки исламистов». Корпорация же «Разведка США», военно-промышленный комплекс, американские лоббисты и политики в сердечном альянсе со своими ближневосточными подельниками извлекают многомиллиардные прибыли.
Впрочем, без одного исторического экскурса не обойтись, поскольку в жарком во всех отношениях тегеранском августе 1953 года были заложены основы упомянутого выше фирменного стиля разведки США. Успех операции «Аякс», результатом которой стало свержение иранского премьера Мохамеда Моссадыка, оказался наркотиком для американских разведки, подарил ей иллюзию всемогущества силового диктата и тайных операций. «Романтические сплетни о государственном перевороте в Иране разлетелись по Вашингтону с быстротой молнии, – вспоминал Рэй Клайн, один из аналитиков ЦРУ. – Аллен Даллес прямо-таки грелся в лучах собственной славы».
Несколько ключевых моментов, которые затем стали «фирменным почерком» деятельности ЦРУ не только в Иране, но и по всему миру, нелишним будет напомнить еще раз.
Во-первых, создание сети влияния, «пятой колонны». Американской разведке удалось перекупить давних британских агентов, братьев Рашиди, трех сыновей иранского бизнесмена, занимавшегося банковскими операциями и недвижимостью. Именно они, используя свои связи среди местных предпринимателей и финансистов, руководили действиями тогдашней «пятой колонны» в Иране подкупали на американские деньги депутатов парламента, старших офицеров вооруженных сил, редакторов и издателей.
Во-вторых, активная информационно-пропагандистская война против правительства. В ходе операции «Аякс» на эти цели было израсходовано 150 тысяч долларов, редакторам и издателям наличные передавались в сумках и даже коробках из-под печенья. ЦРУ разработало брошюры и листовки, в которых говорилось, что «Моссадык благоволит партии «Туде» и СССР… Моссадык – противник ислама… Моссадык преднамеренно разрушает нравственный дух нашей армии… Моссадык целенаправленно ведет страну к экономическому коллапсу… Моссадык развращен властью».
В-третьих, использование религиозных экстремистов. Группа фанатиков под названием «Воины ислама» – по сути бригада террористов – угрожала физической расправой политическим сторонникам Моссадыка, организовывала нападения на почитаемых религиозных лидеров, в которых потом обвиняли коммунистов и самого премьера.
В-четвертых, подготовка бандформирований, которые в нужный момент погрузили бы страну в кровавый хаос. По приказу руководителя операции, Кима Рузвельта, агенты ЦРУ доставили в Иран и спрятали в тайниках деньги и оружие, которых было достаточно, чтобы на шесть месяцев полностью оснастить и обеспечить 10 тысяч бойцов племенных ополчений.
Внимательно вглядитесь в операции ЦРУ во всем мире, и в первую очередь – на Ближнем Востоке. И вы обнаружите, что на каждой из них, от Пакистана и Афганистана до Ирака и Сирии стоит клеймо антииранского «Аякса».
Тот же набор грязных приемов и шаблонов, особенно – в деле использования провокаторов из числа завербованных ранее агентов.
Первый теракт во Всемирном торговом центре состоялся за 8 лет до сентября 2001 – в 1993 году. А примерно за год до этого в США прибыл Эмад Салем, «освещавший» египетским контрразведчикам деятельность «братьев-мусульман». Почти сразу же после прилета в Америку Эмад Салем был перевербован ФБР, и уже под контролем бюро внедрился в американскую ячейку «братьев». И вот удача: всего через пару месяцев после внедрения Эмад Салем сообщил кураторам, что активисты ячейки во главе с Халидом Шейхом Мохаммедом готовят теракт в здании ВТЦ.
А дальше началось странное. Процитирую фрагмент статьи Ральфа Блюменталя, подготовленной по материалам расследования и опубликованной затем в «Нью-Йорк таймс»: «Было доложено руководителям сил правопорядка (ФБР – И.П.), что террористы готовили взрывное устройство, которое впоследствии было использовано для взрыва Международного торгового центра. Была рассмотрена возможность нейтрализации злоумышленников путем незаметной подмены взрывчатого вещества негорючим порошком. Предполагалось, что информатор ФБР окажет злоумышленникам помощь в изготовлении бомбы и передаст им порошок вместо пороха, но этот план был аннулирован его руководителем от ФБР, у которого были другие намерения в использовании этого информатора, которого звали Эмад Салем». Вот так готовился миф о «всемирной угрозе исламского терроризма».
Сегодня спецслужбы США затевают возню с новой «мировой угрозой», организацией «Хорасан» – по «совершенно достоверным» данным американских спецслужб, она еще страшнее «Аль-Каиды», которая была нашпигована американской агентурой как хороший окорок чесноком.
Нелишне будет вспомнить, что глава этого «ужасного «Хорасана», Мухсин аль-Фадли был завербован ЦРУ еще в начале 2001 года. Затем два года принимал самое активное участие в совместных операциях американцев, пакистанской межведомственной разведки и саудитов по созданию следов «поддержки «Аль-Каиды» Ираном», поскольку после событий 9/11 Тегеран также был провозглашен частью «оси зла». Будучи объявленным в международный розыск – за сведения о его местонахождении государственный департамент США назначил в 2012 году вознаграждение в размере семи миллионов долларов – Мухсин аль-Фадли спокойно посещал Румынию, где под руководством офицеров НАТО создается тренировочная база для террористической организации «моджахеды иранского народа». Открыто вел сбор средств «на нужды сирийского джихада» в Кувейте. Словом, не только не испытывал никаких неудобств от «международного розыска», но и активно выполнял задания представителей разведывательного сообщества США, которые этого «ветерана агентурного освещения», судя по всему, готовят на роль нового «Усамы бен Ладена».
Свою агентуру в среде джихадистов американцы активно использовали и для поставок им оружия в обход запретов, установленных как самим Бараком Обамой, так и конгрессом США. Вашингтон и его западные союзники никогда особо не отрицали, что подкармливали сирийскую «светскую» оппозицию, но при этом постоянно подчеркивали, что их помощь носит «нелетальный характер» – продукты питания, средства связи, компьютеры и автомобили. А вот как только на склады «Сирийской свободной армии» поступало оружие, тут же происходили «налеты исламистов». Путем столь незатейливой комбинации только за несколько месяцев 2013 года разведка США при участии турецких и саудовских коллег, передала ИГИЛ – нынешнему «Исламскому государству» – 2 тысячи АК-47, тысячу единиц автоматического оружия других систем, противотанковые и реактивные гранатометы, тяжелые пулеметы калибра 14,5 мм, 200 тысяч тонн боеприпасов и сотню военных внедорожников.
Разведывательное сообщество США вошло в новый век с феерического провала – событий 9/11, но этот провал странным образом обернулся взлетом финансовых и политических возможностей американских спецслужб.
Частная корпорация «Разведка США» переживает сегодня «золотой век», поскольку ее «война с террором» обернулась ливнем денег, наград и высокооплачиваемых должностей. А чтобы это противоречие не сильно бросалось в глаза, подразделение корпорации, ответственное за стратегическую дезинформацию – своеобразную «фабрику фальсификаций» – регулярно вбрасывает «сенсации» о связях террористов с Россией, Ираном и другими странами. Из «свежих продуктов», произведенных «фабрикой» – история о захвате мятежниками в Сирии Центра радиоэлектронной разведки под городом Аль-Хара, управлявшегося специалистами министерства обороны России.
Как сообщили западноевропейские средства массовой информации, «в Вашингтоне считают, что найденные улики свидетельствуют о непосредственном участии Москвы в сирийском конфликте, поскольку собранная информация о переговорах и передвижении отрядов оппозиции передавалась официальному Дамаску». «Эксперты» разведывательного сообщества США уже подтвердили: захваченные мятежниками в Центре «улики» все как одна являются подлинными. А сенатор Джон Маккейн, о подлинной роли которого в связях исламистов с американской разведкой «Столетие» уже рассказывало, поспешил заявить: «У меня нет оснований не доверять этой информации. Теперь мы можем утверждать, что Россия не только оказывает Дамаску военную поддержку, но и напрямую координирует и управляет этим конфликтом».
Все впечатление портит только одно обстоятельство – использование в антироссийской операции перебежчика из сирийского посольства в США Басама Барабанди, завербованного американцами приблизительно между 2009-2010 годами.
До своего побега, о котором американские «рыцари плаща и кинжала» еще со времен «холодной войны» с пафосом говорят «Он выбрал свободу», Басам Барабанди помогал своим кураторам в оформлении виз «нужным людям» из числа оппозиционеров и, как сообщают, «наладил тесные отношения с некоторыми американскими парламентариями, снабжая их материалами, которые могут оказаться полезными для международного суда над режимом». В июне нынешнего года Басам Барабанди дезертировал и обратился за политическим убежищем в США. Но его кураторы, вместо достойного вознаграждения иуды, включили его в новую комбинацию, предложив заработать право на убежище «подробным рассказом о российской помощи кровавому Асаду в борьбе с борцами за свободу». Можно только догадываться, какой сильный запах будет у продукта, надиктованного Басамом Барабанди, но на «фабрике фальсификаций» работали и не с таким.
Как всякая уважающая себя транснациональная корпорация, разведывательное сообщество США активно работает над открытием «иностранных филиалов».
С начала семидесятых годов, залегендировав эту деятельность перед правительством США заключением соглашений «о связях с разведками союзнических государств», американская разведка перевела часть своих операций под эгиду «Сафари клуба», в который входят разведслужбы Франции, Египта, Саудовской Аравии, Марокко, Турции и еще ряда государств. Турки аль-Фейсал, глава саудовской разведки в восьмидесятые-девяностые годы, без незримого присутствия которого не обходилась ни одна из операций западных спецслужб на Ближнем Востоке, персональный куратор Усамы бен Ладена от саудовской королевской династии, в редкие минуты откровенности как-то сказал Диане Файнштейн, нынешнему председателю сенатского комитета США по разведке, что «Сафари клуб изначально создавался для проведения ЦРУ тех операций, на которые они никогда бы не получили согласие американского конгресса». А вскоре под этот клуб, который сегодня, по сути, и является реальной штаб-квартирой американского разведывательного сообщества, был создан финансовый инструмент – «Банк международного кредита и коммерции». Официальный учредитель – пакистанский финансист Хасан Абеди, а в действительности – представители спецслужб США, Саудовской Аравии и межведомственной разведки Пакистана, которые затем, как, например, сам Турки аль-Фейсал, его дядя, и, одновременно, непосредственный начальник в саудовской службе безопасности Камаль Адам, тогдашний директор ЦРУ Уильям Кейси и еще ряд представителей американских спецслужб, стали акционерами банка.
После скандального расследования махинаций банка в 1991 году, не повлекшего, впрочем, абсолютно никакого наказания для его руководства, он был закрыт. Но функции «финансовых инструментов» разведывательного сообщества США к этому времени перешли к почти трем сотням различных контор и конторок по всему миру – только на Ближнем Востоке достоверно известно о 52 таких финансовых организациях – никак внешне с разведками не связанных.
Круг замкнулся. Выведя большую часть своих операций в «параллельные структуры», сформировав собственную систему финансирования, подготовив в девяностые и начав в «нулевые» годы бесконечную «войну с терроризмом», служащую источником нескончаемых прибылей, американское разведывательное сообщество окончательно превратилось в частную транснациональную корпорацию.
Она работает только на себя и на своих деловых партнеров из мира политики, бизнеса и военно-промышленного комплекса США…
Совпадение: практически сразу после спектакля с обвинениями Барака Обамы в адрес американской разведки, в свет вышли мемуары Леона Панетты, бывшего директора ЦРУ и министра обороны в администрации нынешнего хозяина Белого дома. В них есть очень интересный момент: Панетта утверждает, что за последние несколько лет президент «сбился с курса» в том, что касается руководства проведением военной политики США на Ближнем Востоке.
С учетом того, что сегодня известно об американских спецслужбах, многозначительная обмолвка Леона Панетты – своего рода признание одного из влиятельных членов американского истеблишмента в том, что президент его страны никакого отношения к руководству корпорацией «Разведка США» не имеет.
Этот монстр живет самостоятельно – только для себя и для своих заказчиков.