Когда президент США Барак Обама говорит о будущем процветании Америки, он рассчитывает на значительную добычу сланцевого газа. Еще в 2012 г. он заявил: «У нас есть запасы природного газа, позволяющие обеспечить потребности Америки почти на 100 лет». Но все далеко не так радостно.
Такое заявление Обамы отражает оптимизм, который пронизывают всю страну. Использование ректификационных технологий позволило добывать газ из сланцевых пород. Уже несколько лет выражения «сланцевая революция» и «энергетическое изобилие» звучат по всей стране.
Компании сделали большие ставки на этот сектор, основываясь на прогнозах по запасам и добыче относительно недорогой нефти и газа. В течение следующих 20 лет, как ожидается, промышленность США и производители электроэнергии инвестируют сотни миллиардов долларов в новые газовые электростанции.
И также огромные суммы будут направляться на строительство экспортных мощностей, которые позволят поставлять в Европу, Азию и Южную Америку.
Все эти инвестиции основаны на предположении, что производство газа в США будет расти в ближайшие десятилетия до 2040 г. в соответствии с прогнозом Управления энергетической информации (EIA).
Но тщательное изучение предпосылок, лежащих в основе таких прогнозов, приводит к мысли о том, что они излишне оптимистичны, отчасти потому, что прогнозы правительства основываются на не очень тщательных исследованиях сланцевых пластов.
Теперь эксперты более тщательно и подробно анализируют эти месторождения, а прогнозы меняются на более консервативные. Они говорят, что такие образования имеют относительно небольшие «лакомые кусочки», где будет действительно выгодно добывать газ.
В результате компании, стремящиеся добывать как можно больше и быстрее и начать экспорт в значительных объемах, могут потерпеть фиаско.
За пределами США это может иметь серьезные последствия. Если добыча газа будет падать, другие страны, рассчитывающие на собственные сланцевые проекты, также будут разочарованы и начнут терять энтузиазм.
Газовая история США
На протяжении 1990-х гг. добыча природного газа в США практически не менялась.При этом газ в энергобалансе страны составляет около четверти, и широко распространялись опасения, что поставки будут сокращаться, а Америка станет зависимой от импорта.Еще в 2008 г. прогноз EIA предполагал, что добыча природного газа в течение следующих пары десятилетий будет почти неизменной.Все изменилось около пяти лет назад, сланцевый бум застал всех врасплох. Самое интересное, что технологии для использования на сланцевых месторождений были доступны давно, но когда цены на газ были низкими, они считались слишком дорогостоящими.Затем цены выросли, побудив все большее число компаний начинать добычу. Сочетание технологий, включая горизонтальное бурение, привело к резкому росту добычи газа, делая страну одним из крупнейших производителей в мире.
Сланцевые образования США
Началась сланцевая революция в разработке образования Marcellus, которое тянется через Западную Вирджинию, Пенсильванию и Нью-Йорк.
За несколько лет было пробурено более 8 тыс. скважин, ежемесячно добавляются около 100 новых. Каждая скважина имеет глубину около 2 км, прежде чем поворачивает в сторону примерно еще на 1 км.
Это образование обеспечивает добычу 385 млн куб. м газа в сутки. Этого более чем достаточно, чтобы обеспечить половину поставок газа, который сейчас сжигается на электростанциях в США.
Значительная часть остальных поставок в США приходит от трех других сланцевых формаций: Barnett в Техасе, Fayetteville в Арканзасе и Haynesville, расположенной на границе Луизианы и Техаса.
На эту «четверку» приходится более чем 30 тыс. скважин и около двух третей всей добычи сланцевого газа в США.
EIA — как почти все другие прогнозисты – не ожидало бума и постоянно недооценивало объемы добычи. Но как только изменился политический и экономический курс, базовый сценарий уже предполагал постепенный рост цен.
Агентство не публиковало свои прогноз отдельно для сланцевого газа, но отдельно отмечало перспективы. При этом получалось, что на четырех основных формациях добыча будет расти до 2020 г., а затем оставаться на стабильном уровне, тогда как на других рост будет заметным до 2040 г.
СЛАНЦЕВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — АФЕРА ВЕКА
И на эти прогнозы многие компании полагаются полностью
Но экономисты и инженеры из Университета Техаса в Остине более трех лет исследовали перспективы и запасы. Они пришли к выводу, что добыча в крупнейших формациях достигнет пика в 2020 г. и будет снижаться. К 2030 г. они будут производить только половину от объема, который ожидался ранее. Даже самые консервативные прогнозы агентства, судя по всему, были выше прогнозов команды из Техаса. Дело в том, что они исследовали формации не общим объемом, охватывающим более 1 тыс. кв. км, а разбили его на блоки по одной квадратной миле. Оказалось, что каждая формация имеет «небольшие лакомые кусочки», где можно добывать много газа, и большие районы, где скважины менее продуктивны. Действующая модель предполагает, что новые скважины будут настолько же продуктивными, как и прежние, но очевидно, что их продуктивность будет ниже. Другие исследователи также пришли к выводу, что для значительного и устойчивого повышения добычи в следующие 25 лет необходимо бурить скважины, которые не могут быть прибыльными. Любопытно, что EIA, несмотря на все недостатки своих прогнозов, не собирается менять модель исследований. При этом не исключено, что реальные объемы добычи будут даже ниже прогнозов команды из Техаса. Самое интересное, что если США не могут адекватно оценить собственные запасы, то говорить о мировых запасах вообще не приходится. EIA основывается также на прогнозах Advanced Resources International (ARI), консалтинговой компании, базирующейся в Вашингтоне. ARI говорит, что общие мировые запасы составляют 220 трлн куб. м извлекаемого природного газа, что при нынешних темпах потребления хватит на 65 лет. Другие эксперты говорят, что такие данные необходимо подвергать сомнению, так как ARI ранее неоднократно снижала прогнозы по наиболее перспективным направлениям. Но на данный момент, однако, оптимизм по поводу сланцевого газа царит в США. И это то, что вызывает волнение некоторых экспертов в области энергетики. Существует огромное количество неопределенности на рынке, а люди хотят получать только цифры, так как они их успокаивают.