Колебания цен на нефть – в мировой экономике явление обычное. После резкого падения в 2009 году, обусловленного мировым финансовым кризисом, чёрное золото постепенно поднялось в цене до уровня более 100 долларов за баррель и продержалось на этой отметке с февраля 2011 по сентябрь 2014.
Для России наблюдаемое ныне снижение цены на нефть на 20% при сохранении количественных объёмов продаж ведёт к падению выручки всего на 5,8-5,9%, поскольку в 2013 году экспорт нефти составлял 29,1% от общероссийского экспорта. При этом весьма существенная часть денег, получаемых от продажи нефти за рубеж, попадает не напрямую в государственный бюджет, а в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния Российской Федерации. Например, только вывозная пошлина на нефть достигает 18-36% от цены. В те же фонды поступает природная рента, взимаемая с добывающих предприятий. В результате влияние 20-процентного падения цены на нефть снижается до 2-3% от объёма экспорта.
Однако и указанные фонды – это не совсем бюджет государства. Резервный фонд в размере 3 544,83 млрд рублей и Фонд национального благосостояния 3 276,79 млрд рублей (обе суммы по состоянию на 1 октября 2014 г.) хотя и формируются из получаемых в бюджет средств, но номинированы в зарубежных ценных бумагах и иностранной валюте. То есть по сути являются российскими инвестициями в зарубежные экономики. И снижение поступлений в фонды влияет не на экономику России, а на экономики стран, долговые обязательства которых приобретаются фондами.
Впрочем, ситуация в последние дни несколько изменилась: В. Путин принял решение о зачислении средств, предназначенных для пополнения фондов, непосредственно в российский бюджет, что может положительно сказаться на поддержке и отечественной экономики.
* * *
Обычно падение цен на нефть связывают либо с падением экономических показателей крупных держав, либо с ростом добычи в странах-экспортёрах, либо с прогнозами на появление в ближайшее время на рынке мощного игрока, способного демпинговать.
О падении экономических показателей США, к которым очень чувствительны котировки, пока говорить не приходится; несколько дней назад представитель ФРС заявил об «умеренном, но не блестящем» росте американской экономики. При этом он выразил недовольство более существенными темпами роста экономик во всём мире.
Что касается стран ЕС, то они, конечно, испытывают определённые сложности, вызванные введением под давлением американцев санкций против России. Однако существенного падения экономического роста в европейских странах не наблюдается, хотя новые санкционные действия, на которых настаивают США, а также возможные ответные шаги России способны переломить ситуацию, и кризис в Европе станет реальностью.
Недавно промелькнуло сообщение о том, что экономика Китая, пересчитанная по паритету покупательной способности, обогнала американскую экономику. То есть один из крупнейших покупателей нефти продолжает наращивать свою экономическую мощь и не давал повода для беспокойства экспортёрам чёрного золота.
Увеличение добычи нефти в России также не могло оказать существенной роли на мировые цены, поскольку добыча увеличилась за 9 месяцев 2014 года всего на 1,2%. Рост добычи странами ОПЕК в сентябре, когда наблюдалось самое существенное падение цены, тоже составил чуть более 1,3%.
Ещё один фактор, способный повлиять на цену, – перспектива появления в ближайшее время демпингующего конкурента. Теоретически такой существует: американские компании, занимающиеся добычей сланцевой нефти.
СЛАНЦЕВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – АФЕРА ВЕКА
При этом, как утверждают данные компании, США уже разведали запасы, которых им хватит на 200 лет (58 миллиардов тонн). Российские залежи оцениваются в 75 миллиардов тонн. Однако ни Россия, ни Штаты, бурно развивающие технологии добычи этого вида топлива, в ближайшее время не способны выбросить на рынок такое их количество, которое вызвало бы столь существенное падение цены.
Остаётся одна причина – политическая. В 1970-е такое уже случалось: под давлением США арабские страны снизили цену нефти, в результате чего бюджет СССР понёс огромные потери, а для советских граждан дефицитом стало почти всё. Хотя и не хочется голословно обвинять Вашингтон в повторении того опыта в наше время, но ситуация очень похожа: снова холодная война против России, снова попытки задушить её экономически, снова удар, способный отразиться на благосостоянии населения страны…
* * *
Выступая на саммите «Азия-Европа» в Милане, российский президент отметил, что «никто из участников рынка не заинтересован в падении цены [на нефть] ниже 80 долларов», а мировая экономика не выдержит такого падения. При этом В. Путин подчеркнул: «Россия выполнит все социальные обязательства, запас прочности достаточен, хотя некоторые коррективы в другие статьи бюджета могут быть внесены».
80 долларов за баррель – не только психологическая отметка. Для многих государств ОПЕК дальнейшее снижение цены чревато существенным сокращением бюджета и вытекающим отсюда ухудшением жизни населения. Соответственно, вырастет социальная напряжённость, а это прямая угроза стабильности государства.
Разумеется, экономика Китая на снижении цен за энергоносители только вырастет, в чём никак не заинтересованы США и Европа, уже давно превратившиеся в китайские рынки сбыта в ущерб собственному производству. Особенно это ударит по планам реиндустриализации Америки и ЕС.
Хуже всего придётся нефтяным компаниям США, добывающим сланцевую нефть. По оценкам экспертов, себестоимость её добычи составляет примерно 80-90 долларов за баррель, что в 4-5 раз дороже добычи традиционной нефти. То есть нынешняя цена, составившая на 17 октября 85 долларов за баррель, уже вынуждает эти компании работать с убытками. Часть компаний вынуждена будет свернуть добычу, а при падении цены чёрного золота ниже 80 долларов начнётся череда их банкротств, поскольку держатели акций примутся сбрасывать бумаги с нулевой доходностью. «Мыльный пузырь» добычи сланцевой нефти схлопнется, как в 2008 году схлопнулся аналогичный пузырь в американской строительной отрасли. Разумеется, через некоторое время цены на нефть поднимутся, но это уже будет другой мир, без нескольких американских нефтяных компаний…
* * *
И самое плохое для США связно тоже с нефтью. Точнее, с нефтедолларом, который известный американский трейдер Джим Синклер назвал «единственной ценностью в мире». По его мнению, «Россия может нанести ответный удар, и это окажет огромное влияние на доллар. И речь не о продаже облигаций — они скажут: я больше не в швейцарской системе, платите мне в любой валюте, кроме доллара. Этим они могут поставить американскую экономику с ног на голову и полностью её уничтожить».
Собственно, это и происходит: падение долларовой цены на нефть имело место на фоне падения долларовой цены на российские рубли, что укрепило позиции российских экспортёров, затраты которых исчисляются в рублях, а не в долларах. При этом Россия уже произвела с ЕС и Китаем пробные операции по поставкам энергоносителей в рублях. КНР заключила ряд соглашений о переводе взаимной торговли с долларовых расчётов на расчёты в национальных валютах. А на последнем саммите БРИКС и вовсе было принято решение о полном переводе взаимной торговли между странами-участницами этого клуба на расчёты в национальных валютах.
Стремительный крах американской экономики из-за вытеснения доллара с позиции всемирной резервной валюты не интересен никому, поскольку грозит обвалом мировой финансово-экономической системы. Поэтому Китай и Россия, работая над созданием новой резервной валюты, действуют не спеша, без лишнего ажиотажа реагируя на попытки США дестабилизировать международную обстановку развязыванием полномасштабной гражданской войны на Украине, снижением критичных для российского бюджета цен на нефть, организацией беспорядков в Гонконге. Столкнувшись с антироссийскими санкциями, некоторые российские банки уже подключились к кредитным линиям в юанях и поддержали китайскую суверенную платёжную систему UnionPay в качестве альтернативы американским Visa и MasterCard.