Не остановив процесс дехристианизации западного общества, Иоанн Павел II, однако, достиг значительных успехов в укреплении позиций Ватикана в качестве важнейшего игрока на мировой политической арене. Здесь Святой Престол обеспечил себе вполне определенную нишу, крепко связав свою политику с американскими стратегическими интересами. Бенедикт XVI, избранный Папой в апреле 2005 г., будучи, как считается, наиболее преданным Иоанну Павлу II, остался верен курсу своего предшественника, что полностью гарантировало «войтылизм без Войтылы». Изменения, внесенные им, касались лишь методов и способов осуществления политики: в отличие от Иоанна Павла II, привыкшего работать открыто и на массы, Бенедикт XVI действует более скрытно и сдержанно, но и более жестко. Являясь представителем умеренно-консервативных кругов церкви и стремясь к обеспечению ее активного присутствия во всех сферах общественной жизни западного общества, он также сделал ставку на интег-ристские католические организации, чей потенциал приобретает в настоящее время особое значение, учитывая, что число католических священников неудержимо сокращается (что характерно уже даже для Польши). Показательно, что в декабре 2007 г. Конгрегация по делам священства опубликовала письмо, в котором обратилась ко всем диоцезам католического мира с призывом создавать «настоящие кружки», в которых верующие будут пребывать «в духе причащения к постоянному евхаристическому поклонению в течение 24-х часов» с целью возмещения недостатка священников и «для поддержания верующих на пути к святости».
Главную роль в формировании армии «святых мирян» продолжает играть Опус Деи, с которым Бенедикт XVI тесно связан и который, по свидетельствам ряда исследователей, способствовал его приходу к власти [29]. Наряду с ним резко активизировала свою деятельность в Европе и конгрегация Легионеры Христа, традиционно концентрировавшая свои силы на работе в Латинской Америке. Как указывают исследователи, союз между Римом и Легионерами, основанный при Павле VI и углубленный при Иоанне Павле II, при нынешнем понтифике достиг своего апогея. Папу привлекает в этой организации ее крайне наступательный миссионерский характер, позволяющий противостоять как секуляризации и догматическому релятивизму, так и агрессивной прозелитической деятельности религиозных соперников католицизма, в особенности евангелистских сект. Сегодня Легионеры стараются проникнуть в высшие слои европейской экономической элиты, для чего еще в 1997 г. ими был создан в Швейцарии Фонд Гиле (Fondation Guilé) [30], организующий семинары и встречи представителей бизнес-элиты для обсуждения проблем развития предпринимательства, разработки стратегии совместных действий и согласования поведения в условиях глобализации. Фонд участвует в инициативах в рамках Глобального договора, направленного на достижение «устойчивого развития» под эгидой ООН. Одной из таких инициатив стала организация встречи Генерального секретаря ООН с 35 представителями международных компаний, состоявшейся в январе 2009 г. на всемирном форуме в Давосе.
Опираясь на консервативные организации, Бенедикт XVI проводит продуманную религиозную политику, приоритетным направлением которой является концентрация усилий на европейском континенте. Основной темой его деятельности стало религиозно-этическое обоснование строящейся Единой Европы как модели нового мирового порядка и консолидация европейских правящих элит на новой идейной основе. Поскольку светская идея европейской идентичности, эффективная в условиях геополитического противостояния с советским блоком, себя полностью исчерпала, а Ватикан в условиях дехристианизации Запада стремится к приданию нового смысла своей деятельности, немыслимое еще несколько лет назад единение папского престола с верхами европейского общества, заговорившими вдруг на языке евангелических проповедников, наметилось уже вполне явно.
Уже в своей первой энциклике «Deus Caritas Est» Папа заявил, что церковь не должна оставаться в стороне от общественных дискуссий, а в марте 2006 г. во время встречи с группой парламентариев Европарламента, представлявших Европейскую народную партию, он подчеркнул, что голос римского католицизма был услышан в политических дискуссиях на континенте. Речь шла о христианских корнях Европы и ее христианском наследии как «руководящей этической линии» в поисках социальной модели и об отказе относить религиозные убеждения в сферу частной жизни. Эти вопросы выносятся теперь на широкое обсуждение элитных форумов.
Показательным в этом отношении стал римский конгресс на тему «Ценности и перспективы для завтрашней Европы», проведенный в марте 2007 г. Епископальной комиссией ЕС (ЕКЕС) [31] и посвященный проблеме усиления роли религии в развитии ЕС. На собрании был рассмотрен доклад, подготовленный сформированным членами Епископальной комиссии «Комитетом мудрецов», куда вошли 25 человек, среди которых Мишель Камдессю (бывший глава МВФ), Пат Кокс (бывший председатель Европарламента), Лойола де Паласио (бывший вице-президент Еврокомиссии), Томас Галик (бывший советник Вацлава Гавела), Питер Сутерланд (глава совета директоров «Бритиш Петролеум» и финансовый советник Ватикана, бывший генеральный директор ГАТТ и ВОТ) и другие важные политические фигуры. А в заключительном документе, названном «Римское послание», указывалось: «Все более необходимым становится сближение граждан с далекими и трудными для понимания политическими институтами. Пройденный путь должен быть срочно подтвержден новым обоснованием ЕС. Это позволит ему восстановить свой первоначальный динамизм, чтобы все большее число молодых европейцев стали главным богатством Европы. [32]. Этот вопрос активно обсуждался и на Берлинском собрании глав государств Европы под председательством Ангелы Меркель, проходившем в том же году в связи с 50-летием подписания Римского договора. Здесь постоянно звучала мысль, что «тема христианских корней должна найти свое место в повестке дня Европы» [33].
Однако проект Единой Европы рассматривается Ватиканом в общей глобальной перспективе
И сегодня, когда мир оказался ввергнут в управляемый всеобъемлющий кризис и правящие элиты открыто заговорили о необходимости введения мирового управления, Ватикан активно подключился к информационной кампании, направленной на то, чтобы обосновать создание новых наднациональных органов контроля потребностями морально-этического характера.
В преддверии встречи Большой восьмерки в Аквиле, состоявшейся в июле 2009 г., Бенедикт XVI опубликовал энциклику «Caritas In Уегіїаіе» [34], в которой он ратует за создание «мировой политической власти», которая должна признаваться всеми и пользоваться реальными полномочиями. Странам всего мира предложено реформировать ООН и другие международные организации таким образом, чтобы они смогли стать основой для создания «единой семьи народов» и взять на себя решение вопросов разоружения, продовольственной безопасности и иммиграционной политики. Выдвигается необходимость реформирования мировых финансовых институтов и создания новой экономической системы, ориентированной не на получение выгоды, а на соблюдение моральных принципов.
Говоря о тех серьезных проблемах, которые принесла с собой глобализация, энциклика, однако, не указывает их истинные причины и не называет конкретных виновных. Поэтому, будучи проникнуто пафосом справедливости и заботы о человечестве, но предлагая новую систему управления на базе ныне существующих структур, это многостраничное папское послание придает нравственную легитимность транснациональной власти тех самых финансовых кланов, по вине которых человечество и переживает в настоящее время глубокие социально-экономические потрясения.
Данная энциклика готовилась Ватиканом в течение двух лет, однако ее главные идеи очень созвучны тем положениям, которые содержатся в более раннем документе — докладе, подготовленном специальной группой ЕКЕС по мировому управлению еще в 2001 г. [35] и названном «Мировое управление: Наша ответственность за то, чтобы глобализация стала шансом для всех» [36]. Характерно, что в эту группу входили все те же Мишель Камдессю и Питер Сутерланд, а также Отто Рудинг (вице-президент «Ситибанка»), Мишель Хансен (бывший гендиректор МОТ), Ноель Треанор (генеральный секретарь ЕКЕС) и др.
В докладе предложено такое реформирование международных институтов, которое превратило бы их в органы наднационального политического управления миром, а ЕС предлагается в качестве модели или опорной структуры новой системы. В предисловии, подписанном, в частности, епископом Иозефом Хомейером, президентом ЕКЕС, говорилось: «Ключевой вывод, содержащийся в тексте, заключается в том, что ЕС, учитывая его генезис, архитектуру и то, как он сам себя понимает, а также его ответственность в таких политических сферах, как торговля, конкуренция и сотрудничество в развитии, призван сыграть решающую роль в превращении существующего международного порядка в систему мирового управления.
Вдохновляясь глобальным виденьем Папы Иоанна ХХШ, выраженным в энциклике 1963 г. «Pacem in Terris», утверждавшей «необходимость публичной власти всеобщей компетенции», авторы доклада ратуют за создание Группы мирового управления (GGG — Global Gouvernance Group), которая состояла бы из 24 глав правительств, а также Генерального секретаря ООН и руководителей МВФ, Всемирного Банка, ВТО, МОТ и новой предлагаемой структуры — Всемирной организации по окружающей среде (таковая, видимо, будет создана в связи с проблемой «глобального потепления климата»), опирающихся в свою очередь на исполнительных директоров в административных советах. Особое внимание в докладе уделяется подготовке соответствующего общественного мнения, которое должно обладать «более универсальным видением» и формировать «принятое во всемирном масштабе» поведение. И здесь церковь призвана сыграть важную роль. Как указывается в документе, «церкви и другие религии могут информировать друг друга и информировать верующих о глобальных вызовах и призывать к ответственности. Проблемы мирового управления должны быть включены в программы образования и катехизис. Церкви могли бы превратить тему мирового управления в сюжет экуменического и межрелигиозного диалога».
Похоже, именно эти идеи уже и начинают воплощаться в жизнь
Как известно, на последнем сентябрьском саммите G20 в Питтсбурге (2009) премьер-министр Великобритании Гордон Браун заявил, что Большая двадцатка отныне становится основным международным механизмом управления мировой экономикой, призванным бороться с экономическим кризисом и обеспечить лучшую подготовку мира к будущим экономическим трудностям. Интересно, что, кроме руководителей 19 крупнейших экономик мира и председателя Еврокомиссии, на саммите присутствовали также руководители Голландии, Испании, Сингапура и Швеции — страны, председательствующей в ЕС (всего 24 руководителя), а также главы международных финансовых и экономических организаций, включая Генсека ООН. Так что двадцатка превращается в GGG, а папская энциклика подготавливает общественное мнение к «ответственной глобализации» и «моральной экономике».
Как в реальности понимает Ватикан эту «моральную экономику», демонстрирует его собственная финансовая деятельность. По данным ряда исследователей, Банк Ватикана (ИДР), капитал которого по итогам прошлого года равнялся 5 млрд. евро, и сегодня занимается активным отмыванием денег. В недавних расследованиях « London Telegraph» и «Inside Fraud Bulletin» Ватикан упоминается в качестве одного из главных «налоговых раев» наряду с Макао и Науру [37]. Он активно проводит оффшорные операции, не являясь формально оффшорной юрисдикцией, что делает его недоступным для какого-либо регламентирования и защищенным от попадания в черные списки.
В конце сентября 2009 года новым главой ИДР стал Готти Тедески, бывший глава итальянского подразделения Santander Consumer Bank, назначение которого наблюдатели объясняют тем, что он имеет тесные связи с Опус Деи. В свое время он основал собственный банк Akros Finanziaria совместно с членом ордена Жанмарио Ровераро, считавшимся долгое время одной из самых важных фигур католического финансового мира (убит при невыясненных обстоятельствах в 2007 г.). Но есть и еще одна причина того, что выбор пал на Тедески. Он является экономическим обозревателем официальной газеты Св. Престола «Osservatore Romano» и известен как крупный специалист по финансовой этике. Именно Тедески инициировал «революционную» идею, изложенную в январском номере «Osservatore Romano» и повторенную чуть позже Гордоном Брауном, заключающуюся в следующем. Преодоление нынешнего кризиса возможно только путем направления колоссальных инвестиций в развивающиеся страны, которые, будучи вовлеченными в процесс стабилизации мировой экономической системы, «вытащат» богатые страны. Речь идет фактически о расширенном варианте плана Маршалла, который под предлогом борьбы с бедностью и отсталостью полностью откроет рынки развивающихся стран для зарубежных инвесторов и намертво привяжет их к западным банкам. Этот проект как раз и обсуждался на встрече в Питтсбурге. Поскольку идеи Тедески перекликаются с энцикликой Caritas Veritate, он заявил, что Папа заслуживает за свое послание присуждения ему Нобелевской премии по экономике. Ну, а сам специалист по этике призван выводить Банк Ватикана на новый уровень, соответствующий требованиям эпохи глобализации.
* * *
Религиозная политика Ватикана последних лет выявляет все более противоречивый характер его традиционной двойственности. Желая сохранить себя в качестве влиятельного идейно-политического института, Св. Престол настолько глубоко погрузился в мирскую суету общественной жизни, что окончательно потерял свой авторитет как духовно-нравственной силы и уже не способен нести истину в современное западное общество и определять его ценностные ориентиры. Как выразился сам Бенедикт XVI, Западу «больше не удается услышать Бога». Все попытки вернуть христианские представления о нравственности и противостоять духовной и моральной деградации западного человека не имеют успеха и вызывают лишь обратную реакцию — неприятие и обвинения в фундаментализме и обскурантизме. В этих условиях Католическая церковь, стремясь вернуть себе духовное лидерство и остаться на передовых рубежах мирового развития, уже открыто берет на себя идейное руководство процессом интеграции мира в новый глобальный порядок, формируя его моральный кодекс и придавая религиозный смысл системе контроля со стороны правящих наднациональных элит, что способствует принятию его широкими слоями населения. Поэтому, когда нас настойчиво призывают к сотрудничеству с Ватиканом ради сохранения традиционных основ христианской культуры, надо помнить, что оно возможно только в условиях полной интеграции нашего религиозного пространства в поле власти понтифика, деятельность которого призвана придать сакральный характер процессу строительства нового Вавилона.
29. Terras Ch. Op. cit. P.217.
30. См. сайт организации: URL: http://www.guile.net/fr/p64000222.html.
31. См. сайт: URL: www.comece.org.
32. Conradt M. Le cheval de Troie. Sectes et lobbies religieux à l’assaut de l’Europe. Grand Orient de Belgique, 2008. P.42.
33. Ibid. P.30.
34. URL: http://www.eglise.catholique.fr/getFile.php?ID=4861.
35. В нее вошли уже упомянутые Мишель Камдессю и Питер Сутерланд, а также Отто Рудинг (вице-президент «Ситибанка» и бывший министр финансов Нидерландов), Мишель Хансен (бывший генеральный директор ВОТ), Франц Эккерт (секретарь Конференции епископов Австрии), Ноель Треанор (генеральный секретарь ЕКЕС), Стефан Люнте (заместитель генерального секретаря ЕКЕС) и другие важные политические фигуры.
36. См.: Gouvernance mondiale. Notre responsabilité pour que la mondialisation devienne une
chance pour tous. Rapport aux évêques de la COMECE. URL: .
37. La Banque du Vatican au hit-parade des dix destinations les plus utilisées pour le blanchiment d’argent. URL: http://www.voltairenet.org/article7600.html.