Нынешний общий кризис мировой социально-экономической системы, именуемой глобальным капитализмом, усугубляется еще и фактором надвигающегося ресурсного голода. О нем стараются не писать, что бы не пугать плебс раньше времени, но кое-что уже проскакивает, заставляя самых умных задумываться. И приходить к выводу, что 21-й век станет очень бурной эпохой, главным призом в которой для участвующих в ней стран станет физическое выживание. Но не просто само по себе, а в качестве переходного этапа к новому скачку развития и переходу на новую ступень – ядерная и термоядерная энергетика, освоение космоса и Мирового океана, что даст “горы хлеба и бездну могущества”. А пока тревожные звоночки будущего ресурсного голода уже звенят, они становятся слышны все больше и больше.
Боевой листок торговой войны
На тему торговой войны с Китаем, травли России и прочих событий обнаружился интересный пустячок – никому не интересное вещество, конечно, неинтересное лишь пока оно почему-то не исчезло. Годовое производство в мире – 80кт, из них 100% производится в БРИКС, в том числе 54% в Китае, 20% в РФ, 16% в ЮАР и 10% в Бразилии. В штатах оно где-то когда-то было, но сейчас полностью импортируется. Без него сразу прекращается производство компонентов из наиболее массового титанового сплава для военной авиации, причём начиная с боевой (всех типов). Без него сразу прекращается производство правильной конструкционной низколегированной стали (HSLA) для машиностроения. Металлургия потребляет 95% вещества, но понемногу в других применениях оно тоже незаменимо или труднозаменимо.
Получается потенциальный пердимонокль для штатов и “друзей и союзников”: достаточно договориться Президенту и Императору, и весь ванадий на рынке может уйти в закрома их родин легко, быстро и строго по-рыночному, причём у китайцев опыт такой операции уже есть. Цена резко увеличится, доступность резко уменьшится – это самый минимальный эффект. Поскольку в металлургии доля вещества в цене продукции мала, металлурги просто добавят расходы к цене, а пользователи просто её заплатят, потому что у них нет абсолютно никакого другого выбора. А пока всё это происходит, БРИКС могут понемногу подкармливать рынок, компенсируя свои затраты на это мероприятие продажами по очень рыночной цене. Коммерческие производители слишком сопротивляться не будут – достаточная премия и гарантированные на несколько лет вперёд продажи закрывают такие вопросы. Это просто ванадий.
Из комментариев: Штаты импортируют порядка 8кт ванадия в год, причём в разных формах: феррованадий, пентоксид, сплавы для легирования и всякая химия. От сырья до такого ряда продукции – много лет и гигабаксов, а нужно уже, запасов держат примерно на неделю. Та же история с лантаноидами – есть Mountain Pass (в прошлом крупнейший производитель), были планы делать магниты, но не получилось. И вроде бы неприметный элемент, а без него многое становится сложно или вообще невозможно. Так же, как и без другого, гораздо более известного металла.
Электрификация в опасности
Когда специально обученные люди заявляют что через десять лет спрос на медь увеличится на порядок, мозг моментально зажигает гирлянды красных лампочек. Однако именно такие ожидания содержатся в оценках Международной медной ассоциации – с некоторыми допущениями, это их вывод на основе темпов электрификации транспорта: в электромобиле количество меди в 10~16 раз больше чем в автомобиле. Даже если поделить эти ожидания на два, ограничив электрификацию азиатскими рынками, и в первую очередь китайским, получается слишком много – через десять лет столько меди гарантированно не будет, и быть не может. Но и это ещё не всё.
Также из-за электрификации транспорта, и также через десять лет, рост спроса на кобальт и никель (для аккумуляторов) создаст пятикратный (или более) рост цен на эти металлы. В рост цен поверить нетрудно, однако ранее уже назывался рост спроса и заранее нереальные потребные количества этих металлов, особенно кобальта. Все красные лампочки уже горят, поэтому электрификация транспорта в следующие десять лет определённо в опасности.
Чтобы не ждать десять лет, на конференции в Чили по этим делам было сказано что дефицит на рынке меди может начаться уже в 2019, а при несколько лучшем развитии событий – рынок может быть примерно в балансе в 2019~2020. Без новых инвестиций производство меди через пятнадцать лет сократится на 40%, и закроется ~200 шахт, создав дефицит на рынке на уровне 50~60% потребности. Это очень интересные числа: чтобы при таком производстве не было значимого дефицита, вся медь на рынке должна оказываться в Китае. Чтобы меди хватило всем, все без исключения сегодняшние проекты, в том числе в стадии геологических изысканий (то есть нетоптанная трава, несколько дырок в земле и сайтик с картинками) должны быть профинансированы и введены в эксплуатацию, чего заведомо не произойдёт. Ну и в заключение высказано обоснованное мнение что пик производства меди будет пройден до 2020. Интересно будет напомнить что известных запасов меди остаётся на сорок лет.
..Пик на рынке меди можно считать пиком энергетики в целом, и без значимого преувеличения пиком мировой экономики. Если к тому моменту мировая экономика уже разделится на блоки, то продолжение экономического развития одного блока будет сопровождаться быстрой деградацией другого или других. Другими словами, Боливар не выдержит двоих.
Меди на всех не хватит
Как всегда “внезапно” случились проблемы с поставками импортной оловянной руды – случились у китайцев, в результате чего некоторые производители вынуждены сокращать производство металла. В хорошо известные отчёты это попадёт ещё нескоро (~год). Проблемы с оловом намечались давно, и олово часто попадало в “новости на букву Х”. В мире существует три крупных проекта добычи олова: первый в частных руках в одном из станов, второй в Конго (там где вечная война, негры и Эбола), третий маленький (но хороший) и без финансирования. Внезапный оловянный метеорит на рынок не упадёт, и во всей электротехнике и электронике олово внезапно не исчезнет, поэтому это ещё один ограничивающий фактор на электрификацию, пусть пока и остающийся без внимания.
Всё это в целом, хотя конечно список факторов неполный, создаёт большие сомнения в будущем электрификации. В районе 2020 будет достигнут давно заявленный пик добычи нефти у самого большого производителя в галактике – РФ, после чего в лучшем случае ожидается плато. Примерно в то же время ожидается логический финал сланцевой истории в штатах – втором или третьем производителе в галактике. Саудовских резервов в лучшем случае хватит лишь для компенсации падения в штатах. Но если не электрификация, то что? А то, что кому-то придется слезть с Боливара.
Из комментариев: Целые страны построены на доступности двух машин на семью. При одной или нуле такая жизнь просто развалится – не станет хуже, а развалится. Например, отец семейства едет на работу – условно с 08:30 до 17:30 машина у него. В то же время мать отвозит детей в школу (в другую сторону), отправляется по хозяйственным делам (в третью сторону, откуда назад с сумками) или тоже на работу. При одной машине им потребуется летательный аппарат, иначе не успеют. На это кое-кто рассчитывает, но это в лучшем случае эквивалент 1.5 машин на семью, то есть непринципиальная разница. Поэтому очень интересно как оно будет на самом деле. Привет гражданам Северо-Американских пока еще Соединенных Штатов. Вспоминаем славные традиции Дикого Запада, пересаживаемся с железного коня на обычного.
А ведь есть еще и редкие элементы. С ними тоже совсем непросто.
По многим оценкам, КНР осваивает до трети промышленных запасов РЗМС в Африке и около 15 процентов – в Центральной и Южной Америке, почти столько же в Канаде, а также в Австралии и Океании, около 25 процентов – в Южной, Юго-Восточной Азии и на Среднем Востоке. И это притом что промышленные запасы КНР по РЗМС ныне достигают 40 процентов от общемировых.
Основные области использования РЗМС – производство магнитов, аккумуляторных и им подобных сплавов, катализаторов для глубокой переработки промышленного и энергетического сырья, изготовление элементов для электроники, станко- и приборостроения, телекоммуникаций, производства оптоволоконных изделий. Очевидно, что РЗМС остается крайне востребованной продукцией и в “оборонке”, “двойных” секторах. Отрасль закономерно все активнее развивается в Австралии, Бразилии, Вьетнаме, Индии, Малайзии, ЮАР и других странах на базе крупных местных ресурсов и долгосрочных концессий в Африке, Центральной и Южной Америке. По имеющимся данным, такие концессии западных, китайских и индийских компаний планируются или уже действуют в семи странах постсоветского зарубежья.
..Еще 40 лет назад Китай осознал, какими богатствами располагает, и начал быстро развивать добычу РЗЭ. Как заявил в 1991 году Дэн Сяопин, если на Ближнем Востоке – нефть, то в Китае – редкоземельные элементы.
То есть, без РЗМС развитие высокотехнологичных отраслей просто невозможно. А без энергоносителей – тем более. Но с ними в некоторых регионах становится все хуже и хуже.
В Европе закроют крупнейшее газовое месторождение
Правительство Нидерландов одобрило план по полному прекращению добычи на Гронингене, крупнейшем газовом месторождении в Европе, к 2030 году. Об этом пишет газета “Коммерсант”. Политики вынуждены пойти на эту меру после сильного землетрясения в январе (3,4 балла по шкале Рихтера), за которым последовало еще три толчка в феврале магнитудой 1,5 балла. По плану добыча на Гронингене с нынешних 21,6 млрд куб. м в год будет постепенно сокращена до 12 млрд куб. м к 2022 году или на год раньше. К этому моменту истекут экспортные контракты GasTerra, в 2022 году добычу планируется сократить до 7,5 млрд куб. м и полностью прекратить к 2030 году.
А еще Юго-Восточной Европе угрожает энергетический кризис. Единственное, что ее сейчас спасает – деиндустриализация. Потребности в энергии, соответственно, тоже упали.
Юго-Восточная Европа реально находится на грани полномасштабного энергетического кризиса. Чтобы избежать его, уверены эксперты, необходимы крупные инвестиции в экологически чистые источники энергии и оперативное строительство новых энергетических объектов. Другой важной задачей является преодоление относительной энергетической изоляции региона от остального континента, считают в Европейской комиссии. Зависимость от импорта энергоносителей в ЮВЕ чрезвычайно высокая: от 17% до 73%. Почти все страны (за исключением Румынии и Хорватии) сильно зависят от импорта углеводородов, в первую очередь нефти и газа. Крупные инвестиции в альтернативную энергетику? БГГГ, опять эта дешевая разводка лохов!
Альтернативная энергетика, давай до свиданья
Все либерасты знают, что скоро нефть, газ и уголь будут никому не нужны. Энергию мы будем получать из солнца и ветра. А “загнивающая Рашка” не сможет никому впарить свои тоталитарные нефть и газ. Знают то все, только вот реальная картина сильно отличается от фантазий упоротых. Если посмотреть данные BP то вдруг неожиданно оказывается, что доля альтернативной энергетики в мировом энергопотреблении сопоставима со статистической погрешностью. И это неспроста.
При этом, если посмотреть на инвестиции в разные источники энергии, то вдруг неожиданно оказывается, что инвестиции в альтернативную энергетику уже много лет на уровне более 20%. То есть, инвестиции на уровне 20%, а результат на уровне статистической погрешности. Как так? Не выходит каменная чаша? Почему? А вся проблема в том, что физические принципы нельзя обмануть путем печати денег, новых технологий, смузи, коворкингов и так далее. Есть такое простое понятие, как EROEI.
EROEI (англ. energy returned on energy invested), или EROI (energy return on investment — соотношение полученной энергии к затраченной, энергетическая рентабельность) в физике, экономической и экологической энергетике — отношение количества пригодной к использованию (полезной) энергии, полученной из определённого источника энергии (ресурса), к количеству энергии, затраченной на получение этого энергетического ресурса. Если для некоторого ресурса показатель EROEI меньше или равен единице, то такой ресурс превращается в «поглотитель» энергии и больше не может быть использован как первичный источник энергии. Всего энергии получено / Энергии затрачено = EROEI.
Википедия приводит следующие показатели для EROEI:
При этом, показатель 18 для ветряной энергетики – это все таки анализ сферического коня в вакууме. Такие показатели возможны в ситуации, когда запчасти турбины производятся в Китае и покупаются за напечатанные доллары и евро, а пила прерывистой генерации энергии от ветряных турбин и солнечных панелей компенсируется за счет других видов генерации бесплатно.
В любом случае видно, что нефть, уголь и газ намного более энергоэффективны, чем любые источники альтернативной энергетики (не считая атом и гидроэнергетику). Любые источники альтернативной энергетики не могут быть перспективны для бизнеса, пока есть углеводороды.
Эти физические показатели объясняют, что несмотря на колоссальные инвестиции и преференции для альтернативной энергетики, она занимают столь ничтожную долю в мировом энергобалансе.
Альтернативная энергетика (солнечная и ветренная) сейчас лишь пожирает ресурсы на себя. Выступает в качестве паразитирующей отрасли и мешает технологическому прогрессу.
А кроме энергии, будут еще большие проблемы с другим жизненно важным ресурсом. Без которого жизнь просто невозможна физически.
Война за воду: 5 млрд человек под угрозой
Жители южноафриканского города Кейптаун готовятся к очередному “дню зеро”. В этот день – а он намечен на 12 апреля – в четырехмиллионном мегаполисе полностью прекратится подача муниципального водоснабжения в жилые дома и на предприятия. По словам городских властей, им приходится идти на этот крайне непопулярный шаг, для того чтобы сберечь воду в опустошенных после сильной засухи водохранилищах. К сожалению, подобные “дни зеро” в ближайшие годы могут стать обычной вещью и в других крупных городах мира. Дело в том, что с ростом населения растет спрос на воду, а происходящее катастрофическое изменение климата делает сухие регионы планеты еще более сухими.
ВОЙНА ЗА ВОДУ
Более 5 млрд человек могут столкнуться с нехваткой воды уже к 2050 г., главным образом из-за изменения климата, возросшего спроса и загрязнения источников воды, говорится в новом докладе ООН о состоянии воды в мире.
Ежегодное исследование также предупреждает о конфликтах и цивилизационных угрозах, если не будут приняты меры по уменьшению нагрузки на реки, озера, водоносные пласты, болотистую местность и водохранилища.
“Слишком долго мир обращал основное внимание на построенную человеком или искусственную систему управления водными ресурсами. Причем, делая это, мы не учитывали естественные механизмы природы, – говорится в вводной части 100-страничного доклада.
На фоне стремительного роста потребления, дальнейшего ухудшения окружающей среды и негативных последствий изменения климата все более очевидным становится то, что необходимы новые разнонаправленные требования к пресноводным ресурсам”.
К 2050 г., говорится в докладе, от 4,8 млрд до 5,7 млрд человек будут жить в регионах с дефицитом воды не менее одного месяца в год по сравнению с 3,6 млрд человек в настоящее время, в то время как число людей, подверженных риску наводнений, увеличится до 1,6 млрд с 1,2 млрд.
Ключом к переменам станет сельское хозяйство – крупнейший источник потребления и загрязнения воды.
К сожалению, как показывает опыт Кейптауна, мало что будет сделано, пока не станет слишком поздно. Но за бездействием могут последовать войны за водные ресурсы, предупреждают эксперты ООН. Не “могут”, а последуют.
Вода, энергия, металлы. Три кита современной цивилизации, без которых она рухнет. Даже без одного из них.
В связи с этим напоминаю – наиболее энерго-, водо- и ресурсо- обеспеченная территория мира – Россия и значительная часть территории СНГ. Короче говоря – ХАРТЛЕНД.
БИТВА ЗА РОССИЮ
За который в 21-м веке и развернется борьба. Вот почему Запад не отстанет от России. Боливар двоих не выдержит, и кому-то придется с его слезать. Или же его сбросят, как слабое звено.
Так что не только ничего еще не кончилось. Все, что происходит сегодня в Сирии и ряде других мест – лишь жалкое начало.