На саммите G20 в Гамбурге президент России Владимир Путин отметил, что у нынешнего руководства Украины остался один товар, которым он торгует, – русофобия и политика разделения России и Украины. Москва вынуждена реагировать.
Бывший министр транспорта Украины Евгений Червоненко считает, что в 2019 году будет закончен целый перечень инфраструктурных проектов, направленных на выстраивание транспортных потоков в обход подконтрольной Киеву территории. Именно тогда, по его мнению, Украина окончательно избавится от российского транзита и станет по-настоящему свободной. И оценивает совокупные потери страны в $7,3 млрд. ежегодно. К 2019 году «Россия тоже будет считать себя свободной, правда, будет немного богаче», подчеркивает он.
Иметь устойчивое движение в южном направлении
Процесс, который Киев усиленно старается не замечать, идет давно. К примеру, по словам эксперта Фонда общественной безопасности Юрия Гаврилечко, Украина долгое время «уничтожала потенциал транзитной авиации» и заколотила последний гвоздь в ее гроб антироссийскими санкциями. Последним штрихом «освобождения» стала сдача в эксплуатацию автомобильной дороги в обход Украины из города Миллерово Ростовской области в направлении Луганска. Но, конечно, сдвиги в транзитном статусе Украины намного масштабнее.
Следующей на очереди стоит реконструкция железной дороги Москва-Адлер, 26 км которой пока проходит по территории Украины. В 2014 году Кремль принял решение построить обходной участок Журавка-Миллерово длинной 122,5 км, напрямую соединяющий Воронежскую и Ростовскую области. Укладка двухпутной электрифицированной «железки» началась в ноябре 2015-го и, как сообщил начальник главного управления железнодорожных войск Минобороны РФ генерал-лейтенант Олег Косенков, завершится 1 августа 2017-го. Проектная пропускная способность новой ветки – 240 составов в сутки, скорость движения – 160 км в час. Хотя новый участок железной дороги будет длиннее, чем маршрут через Украину, общее время в пути должно сократиться за счёт исчезновения пограничного контроля. Полноценное движение поездов по ней начнется с 15 августа.
Строительство обходной железнодорожной ветки
Как отмечают в РЖД, главная цель проекта – «иметь устойчивое, уверенное и ни от кого не зависящее движение в южном направлении», чего сегодняшний Киев гарантировать не в состоянии. Тревожные звонки с украинской границы не прекращаются. 21 июня «активисты» анонсировали диверсии на железнодорожных путях с целью прервать сообщение с Россией, назвав это «вторым этапом торговой блокады Донбасса». Просто отмахнуться от радикалов, особенно после успеха «первого этапа» блокады ЛДНР, не получится. «В первую очередь, это вопросы безопасности — как российских граждан, так и интересов нашей страны», — считает директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин. Он напоминает, что общая инфраструктура давно используется для шантажа и теперь этот инструмент давления будет выбит, «кроме того, Киев теряет и деньги – за транзит грузов и пассажиров Россия платит определенные средства», величину которых Е. Червоненко оценил в $1,6 млрд.
Инфраструктура приводится в современное состояние
Впрочем, решение Москвы нужно рассматривать «в комплексе аналогичных мер, в которых строительство этого небольшого участка железной дороги – далеко не самый большой из проектов, который призван создать на территории России дублирующие мощности», — считает политолог Александр Васильев. Наиболее масштабный из них – строительство транспортного сообщения Краснодар-Крым, который включает не только Керченский мост, где 10 июля началась укладка асфальта, но и двусторонние автомобильные подъезды к нему, которые сулят Украине немалые финансовые потери.
Строительство Крымского моста
Как заявил заместитель министра инфраструктуры Украины Юрий Лавренюк, «дальнейшее строительство и ввод в эксплуатацию моста через Керченский пролив приведет к значительному уменьшению судозаходов в морские порты Мариуполь и Бердянск, снижению грузооборота этих портов, торможению их развития, снижению рентабельности металлургических предприятий региона, уменьшению прибыли портовых операторов и филиалов Администрации морских портов Украины». По подсчетам украинского МИД, только из-за ограничения судоходства на время возведения арок моста в августе-сентябре этого года (23 дня) убытки составят около $20 млн. Решать эту проблему Киев традиционно решил путем направления ноты протеста в РФ и иском в международный суд.
Отдельная тема – железнодорожное сообщение с полуостровом. С декабря 2019 года по двум ж/д веткам Крымского моста ежедневно будет проходить 47 пар поездов, 15 пассажирских и 32 товарных. Для формирования новых составов будут закуплены 800 новых спальных вагонов, большинство из которых двухэтажные купейного типа. Чтобы принять такой поток людей и грузов ведутся работы и внутри полуострова. «Пришедшая в упадок за украинский период железнодорожная инфраструктура приводится в современное состояние», — объясняет член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков. Всего транзитные потери Украины от ввода в эксплуатацию Керченского моста составят $1 млрд., считает Е. Червоненко.
После 2019 года зависимость РФ от украинских портов будет сведена к нулю
Впрочем, Крым – это только часть большого процесса по расширению пропускной способности железных дорог в направлении портов Черного и Азовского морей. В следующем году после окончания реконструкции железнодорожного участка Котельниково-Тихорецкая-Крымская ежедневная пропускная способность южной ветки увеличится с нынешних 34 до 41 пары поездов. А к заветному 2019 году, когда все работы будут завершены, она вырастет до 153 пар, что позволит максимально загрузить существующие портовые мощности. Ранее грузы равномерно распределялись между российскими и украинскими гаванями, но теперь Украина, действительно, может вздохнуть свободно: РФ постепенно отказывается от ее транзитных услуг.
Только за 2014-2016 гг. морской транзит через Украину упал в два раза (с 20 до 10 млн. тонн), тогда как грузооборот в портах на юге России растет. К примеру, за первое полугодие экспорт зерна и продуктов его переработки через порты Краснодарского края увеличился почти в 1,5 раза. «В соответствии с целевыми показателями разработанной в 2012 году Стратегии развития портовой инфраструктуры России до 2030 года предусмотрено сокращение доли портов Прибалтики и Украины в общем объеме перевалки российских внешнеторговых грузов до 5% и менее», — отмечают отраслевые аналитики. Для этого реализуются проекты создания сухогрузного района порта «Тамань», реконструируется порт Керчи…
После 2019 года, когда РФ получит полноценный доступ к крымским морским гаваням, зависимость от Украины будет сведена к нулю. В результате, по мнению Е. Червоненко, общие потери для Украины составят $1,7 млрд.
Все уже запущено несколько лет назад
Но самая серьезная тема – это трубопроводы. В октябре прошлого года Россия официально отказалась от использования нефтепродуктопроводов на территории, подконтрольной украинским властям. «Это решение принято в рамках намеренного отказа РФ от использования Украины в качестве транзитной территории для газа, нефти, других продуктов. Это осознанная стратегия, и она больно бьет по государству Украина, поскольку оно теряет транзитные поступления. Но по-другому не будет. Все уже запущено несколько лет назад», — отметил тогда сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
После того как «украинская сторона ставила дополнительные условия, и за два года цена перекачки увеличилась более чем в три раза», подвис вопрос работы аммиакопровода «Тольятти-Одесса», благодаря которому существует Одесский припортовый завод. В прошлом году «для снижения зависимости российских предприятий от внешнеполитической ситуации» началась реализация проекта нового трубопровода и перевалочного комплекса мощностью 2 млн. тонн аммиака и 3 млн. тонн карбамида в год к порту «Тамань». Строительство будет завершено к концу 2019 года, что изымет из украинской экономики еще $1 млрд., считает Е. Червоненко.
Наконец, после 2019 года, когда закончится действующий контракт на транзит, максимальный объем прокачки российского газа через украинскую ГТС не превысит 15 млрд. кубометров. «Перестройка газотранспортных коридоров на территории России предопределяет, что к началу 2022 г. возможный потенциальный объем транзита через территорию Украины в центральном коридоре будет составлять от 10 до 15 млрд. кубов газа», — уверяет глава «Газпрома» Алексей Миллер, что в 5-8 раз меньше, чем в 2016 году (80 млрд. кубометров). Выпавшие объемы пойдут через строящиеся газопроводы «Северный поток-2» и «Турецкий поток», Украине же достанутся убытки в $2 млрд., напоминает Е. Червоненко. Тогда, наконец, Киев сможет почувствовать вкус настоящей свободы, к тому же можно будет заработать на сдаче железнодорожного, портового и трубного металлолома.
* * *
12 июля на саммите Украина-ЕС в Киеве намерены обсудить детали партнерства Киева и Брюсселя. Накануне, комментируя одобрение Советом ЕС соглашения об ассоциации с Украиной, украинский президент отметил, что это свидетельствует о поражении Кремля. По его словам, с 1 сентября 2017 года на Украине начнутся коренные реформы… Исходя из логики киевского режима, видимо, в интересах народа Украины.